Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:

Здоровье детей. Развитие здоровья ребенка

14 Марта 2019 09:03

Количество просмотров: 150

В детских лечебных учреждениях трудятся тысячи врачей-педиатров и медицинских сестер. Чтобы дети получали наиболее квалифицированное лечение, в больницах и поликлиниках создаются специализированные кабинеты и отделения, где работают врачи, получившие дополнительную подготовку в той или иной области педиатрии.

Хорошо известно, что во многих случаях легче предупредить заболевание, чем вылечить уже заболевшего. Примером может быть такое серьезное заболевание, часто заканчивающееся смертельным исходом, как черная оспа. Эффективных методов лечения этого заболевания медицина пока не знает. Вместе с тем простой и надежный способ профилактики оспы: вакцинация позволяет предупредить не только эпидемии черной оспы (которые не были редкостью еще в начале XX века), но и отдельные случаи заболевания. То же самое относится и ко многим другим инфекционным и незаразным заболеваниям. Но именно профилактическое направление медицины требует участия самых широких слоев населения.

Если вакцинация и другие предупредительные прививки, т. е. специфическая, направленная против определенных болезней профилактика, — обязанность медицинских работников, то общее укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости их организма ко всем заболеваниям является обязанностью каждого, кто имеет дело с детьми. Хорошо известно, что сопротивляемость организма инфекциям зависит не только от индивидуальной невосприимчивости (иммунитета), но и от общего состояния организма. Все знают, что такие бедствия, как голод, всегда сопровождались эпидемиями инфекционных заболеваний. Таким образом, сопротивляемость организма к заболеваниям не есть что-то врожденное и постоянное: она во многом определяется факторами внешней среды. Даже слабого, болезненного ребенка можно поставить в такие условия, в которых его организм окрепнет и станет менее восприимчивым к вредным внешним воздействиям. При этом речь идет о повышении общей сопротивляемости, т. е. о неспецифической профилактике. Это особенно важно потому, что существует огромное количество инфекционных болезней. Известны, например, десятки видов возбудителя одного только вирусного гриппа. Понятно, что создать путем вакцинации индивидуальную невосприимчивость к каждому инфекционному заболеванию практически невозможно. Если же говорить о неинфекционных или не чисто инфекционных заболеваниях, то здесь вообще нет способов специфической профилактики, когда как общеукрепляющие мероприятия позволяют значительно снизить заболеваемость. 

Примером можно взять ревматизм — тяжелое состояние всего организма, в начальный период нередко проявляется болями в суставах, а в дальнейшем часто приводящее к развитию пороков сердца. Ревматизм относится к так называемым инфекционно-аллергическим заболеваниям. Это значит, что инфекция в его развитии только роль пускового механизма. Обычно ревматизм возникает после повторных ангин, но может развиваться и при других воспалительных заболеваниях (кариес зубов, воспаление среднего уха и т. д.). Болезнетворные микроорганизмы повреждают ткани в месте их внедрения (при ангинах — ткани миндалин). В результате белки этих тканей разрушаются, превращаясь в чуждые организму больного продукты белкового распада. Но на попадание в кровь чуждых организму белков последний всегда реагирует образованием особых веществ — антител, которые нейтрализуют вредное действие этих белков. Образование антител лежит в основе развития невосприимчивости — иммунитета и, таким образом, является полезной защитной реакцией. Однако при ревматизме антитела к продуктам распада собственных белков организма «ошибаются» и разрушают здоровые ткани, белок которых по составу похож на эти продукты распада. Таким образом, микроорганизм на этой стадии развития заболевания имеет уже второстепенную роль.

К инфекционно-аллергическим заболеваниям относятся и многие случаи бронхиальной астмы, а также другие тяжелые болезни. Доказано что под влиянием неспецифической профилактики, т. е, общеукрепляющих мероприятий, заболеваемость детей ревматизмом, бронхиальной астмой и другими инфекционно-аллергическими болезнями резко снижается.

Наиболее важной составной частью неспецифической профилактики является физическое закаливание организма путем разумного применения природных факторов. Закаливание необходимо начинать с рождения ребенка и продолжать всю жизнь.

Для предупреждения «простудных» заболеваний (а именно они могут осложняться ревматизмом, бронхиальной астмой и т. д.) наибольшее значение имеет закаливание с помощью воздействия температурных факторов (воздушные и водные процедуры). Рационально проводимое закаливание температурными воздействиями способствует не только повышению устойчивости к простуде, но и укреплению нервной системы детей, что повышает общую сопротивляемость.

Так же важно для организма воздействие солнечного света. Под влиянием ультрафиолетовой части солнечных лучей в коже вырабатывается витамин D, который совершенно необходим для нормального развития и жизнедеятельности организма.

Проводя закаливание организма, нужно только помнить о двух важных моментах. Во-первых, увеличивать продолжительность и силу воздействия любого закаливающего фактора можно только постепенно. Если по тем или иным причинам в проведении закаливающих процедур приходится сделать перерыв, возобновлять их нужно, опять начиная с непродолжительных и слабых воздействий. Правда, после перерыва расширять режим закаливания можно значительно быстрее.

Во-вторых, организм имеет естественный предел переносимости по отношению к закаливающим факторам. Как будто каждому ясно, что нельзя начинать закаливание ребенка, например, купанием в холодной воде. Однако в некоторых детских учреждениях до сих пор распространено мнение, что детям полезно ходить легко одетыми в холодную погоду. Такое мнение возникло в противовес стремлению укутывать ребенка. Однако вред укутывания давно всем известен. Переохлаждение ребенка в результате того, что он одет легко отнюдь не ведет к закаливанию; напротив, является причиной простуды.

К закаливающим процедурам относят обычно и прогулки на воздухе. Однако называть это процедурой не совсем верно. К пребыванию на свежем воздухе не относятся требования постепенности и ограниченности, которые необходимо соблюдать, проводя закаливание температурными воздействиями и солнечным светом. Чем больше времени проводит ребенок на свежем воздухе, тем лучше. Воздух помещений всегда содержит меньше кислорода и больше вредного для организма углекислого газа, чем воздух открытых пространств. Кроме того, в атмосфере под влиянием солнечных лучей образуются отрицательно заряженные ионы, которые образно называют «витаминами воздуха», так как в их отсутствии сопротивляемость организма к вредным воздействиям значительно снижается.

Организм ребенка требует и активной мышечной деятельности. Физкультура и игры усиливают работу сердца, под их влиянием улучшается доставка крови к жизненно важным органам и, что имеет особое значение, к головному мозгу. Мы живем в век автоматизации, когда тяжелый физический труд все больше вытесняется трудом умственным, творческим. Но снижение физической активности имеет и оборотную сторону. Доказано, что оно способствует развитию у взрослых таких тяжелых заболеваний, как атеросклероз. Противостоять вредному влиянию снижения мышечной активности должна физическая культура. Поэтому необходимо, чтобы потребность в движениях, в мышечной деятельности была потребностью каждого. Но добиться этого можно лишь в том случае, когда такая потребность заложена с ранних детских лет.

Очень большое значение в повышении устойчивости детей к различным вредным влияниям внешней среды имеют и режимные моменты. Правильно организованный режим с рациональным распределением времени отдыха, ночного сна, приема пищи, спортивных игр и физкультуры, а также групповых занятий должен быть достоянием каждого детского учреждения. Для примера можно рассмотреть такое обычное у детей явление, как снижение аппетита. Чаще всего оно связано с нарушением режима питания. Если ребенка на протяжении длительного времени кормить в одни и те же часы, у него создается условный рефлекс на время приема пищи. К тому моменту выделяется желудочный сок, появляется аппетит. Если же постоянно давать пищу в разное время, такой рефлекс образоваться не может и аппетит постоянно понижен. Еще хуже влияет на организм нарушение режима питания, или, как говорил И. П. Павлов, «поломка динамического стереотипа». Когда ребенку, длительно соблюдавшему режим питания, дают пищу в неурочное время, у него нарушается вся система пищевых условных рефлексов, созданных длительными усилиями, причем при повторном, даже не многократном нарушении режима эта «поломка» становится стойкой и трудно устранимой. То же самое относится и ко времени сна. Всякое нарушение режимных моментов, особенно если оно носит повторный характер, вредно влияет на сложную систему условных рефлексов ребенка и, в конечном счете, может вести к развитию у него различных неврозов.

Вместе с тем нельзя впадать и в противоположную крайность. Чрезмерно педантичное соблюдение режима может способствовать снижению подвижности нервных процессов, иными словами, ухудшить приспособляемость нервной системы к новым ситуациям. Поэтому нечастые «зигзаги» в проведении режима и периодическая его перестройка должны быть признаны желательными. Конечно, здесь необходимо большое чувство меры и известная постепенность, причем при изменениях режима всегда учитывают возраст ребенка, его потребность во сне, в числе приемов пищи за день, в физической активности и т. д.

Нормальное физическое развитие и крепкое здоровье ребенка очень зависят и от диеты. Растущий организм требует относительно большего количества белков, чем организм взрослого человека. Это дополнительное количество белков идет на постройку тканей, на рост организма. Поэтому пищевые рационы, разработанные для детей крупнейшими специалистами в области питания, необходимо неукоснительно соблюдать как в детских учреждениях, так и в домашних условиях. В летнее время особенно важно насытить организм ребенка витаминами, содержащимися в свежих сырых фруктах, овощах и ягодах. Витамины совершенно необходимы для организма; их недостаток уже сам по себе может вызвать серьезные заболевания, не говоря о том, что при витаминной недостаточности резко снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

В последние годы приобретают все большее распространение аллергические болезни, возникшие из-за попадания в организм чужеродного белка. Однако при аллергических заболеваниях речь идет не о чужеродном белке, попавшем в кровь непосредственно из наружной среды (что, в общем, наблюдается нечасто), а о продуктах распада собственных белков организма под влиянием различных вредных веществ при их повторном попадании в организм. Число аллергических заболеваний очень велико; они могут поражать самые различные органы и ткани: кожу, систему крови, соединительную ткань и т. д. Многие из этих заболеваний протекают тяжело и плохо поддаются лечению. С чем же связано наблюдающееся увеличение частоты аллергических заболеваний? В первую очередь с созданием и применением многочисленных новых лекарственных средств, которые, оказывая на организм, в общем, благоприятный эффект, в ряде случаев могут повреждать те или иные живые ткани. Мы не можем отказаться от применения этих средств, так как они весьма эффективны и опасность развития аллергических заболеваний при их однократном применении сравнительно невелика. В то же время недопустимо давать детям лекарства, какими бы «невинными» эти лекарства ни казались, без назначения врача. Даже такие, казалось бы, безобидные средства как анальгин, аспирин. Назначать детям, какие бы то ни было лекарства, может только медицинский работник. К сожалению, это условие не всегда соблюдается даже в детских учреждениях; родители же, как правило, считают возможным лечить своих детей, особенно при легких недомоганиях, самостоятельно.

Общая, неспецифическая профилактика заболеваний не исчерпывается перечисленными мероприятиями. Оградить ребенка от заболеваний, особенно инфекционных, только путем повышения сопротивляемости его организма полностью не удается. Поэтому второе важное условие профилактики — это ограничение вредных влияний окружающей среды. Известно, например, что инфекционное заболевание может не развиться даже в том случае, когда в организм попали болезнетворные микроорганизмы, но число их не превышает известного предела.

В летнее время особую опасность представляют острые желудочно-кишечные инфекции и в первую очередь дизентерия и другие заболевания. Возбудители этих заболеваний плохо переносят низкую температуру окружающей среды, и поэтому зимой они встречаются редко. Заражению острыми желудочно-кишечными инфекциями способствует употребление грязных овощей и фруктов, не подвергшихся специальной санитарной обработке, а также сырой воды из естественных источников и некипяченого молока. Микробы могут попадать в пищу и с недостаточно тщательно вымытых рук самих детей или окружающих.

Летом чаще наблюдаются и случаи заражения глистными заболеваниями — гельминтозами в связи с тем, что яйца многих гельминтов, постоянно находящиеся в открытых водоемах и почве, попадают в организм с пищей и водой. Большая часть гельминтозов, в особенности, если число паразитов в организме велико, вызывает общую интоксикацию (хроническое отравление). У детей снижается аппетит, они худеют, бледнеют, отстают от сверстников в физическом и умственном развитии.

Предупреждение острых желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов — дело несложное, но требующее постоянно и обязательно следовать всем правилам личной гигиены самими детьми и всеми, кто с ними общается, а также выполнения санитарно-гигиенических требований к хранению и обработке пищевых продуктов. Особенно тщательно следует обрабатывать сырые овощи, фрукты, ягоды. Перед подачей на стол их необходимо мыть в проточной кипяченой воде, а в местностях, где недавно отмечались случаи острых желудочно-кишечных инфекций, обваривать крутым кипятком. В ряде случаев по требованию санитарно-эпидемиологических органов нужно на время отказаться от употребления в пищу определенных видов пищевых продуктов. Воду для питья можно употреблять только кипяченую, а молоко — кипяченое или пастеризованное.

Важное условие полноценной профилактики заболеваний — широкое распространение основных положений гигиены среди всего населения. Совершенно необходима разъяснительная работа с родителями и с младшим обслуживающим персоналом детских учреждений. Эту работу проводят как в форме лекций, которые читает медицинский работник, так и в форме индивидуальных бесед. Родители должны быть информированы обо всех сторонах неспецифической профилактики заболеваний. Им следует разъяснить пользу закаливающих мероприятий, дать подробные инструкции об их проведении дома, рекомендации о режиме и диете. При отсутствии у родителей ребенка необходимых знаний и навыков в области личной гигиены особое внимание необходимо уделить на ликвидацию этого пробела.

Нужно помнить, что укрепить здоровье подрастающего поколения можно только совместными усилиями всех тех, на ком лежит почетный и трудный долг воспитания детей.

Выберите способ пожертвования: