C C C C
Font size: A A A

Опека над детьми из интерната. Взять ребенка из интерната

22 February 2019 07:02

: 132

В последнее десятилетие интенсивно развивается институт восполняющих форм семейной опеки (приемные семьи, детские дома семейного типа и т.д.) 

Большая часть детей, которые приходят из интернатов или дисфункциональных семей в приемную семью, имеют выраженные нарушения в сфере психического здоровья, в частности нарушения привязанности, расстройства из спектра стрессового и посттравматического, поведенческие и др. Приемные родители сталкиваются с очень непростой задачей создания своеобразной лечебной среды, в которой у детей могут сформироваться отношения комфортной привязанности, а потому родителями должны быть созданы необходимые условия для психологического оздоровления этих детей и восстановления траектории их здорового психологического развития. 

Это очень непростая задача, для которой приемные родители требуют определенной подготовки, профессионального сопровождения и тесного сотрудничества со специалистами сферы охраны психического здоровья и социальной опеки. Только при обеспечении этих условий реализация проекта деинституализации и образования семейных форм опеки может быть успешной.

Историческая преамбула: от теории привязанности к деинституализации и развитию семейных форм опеки.

Как сообщество мы очень долго шли к тому, чтобы понять и осознать, насколько каждому ребенку важны любящие отношения с родителями с самого рождения. Взгляды на воспитание детей менялись в разные эпохи. Еще достаточно недавно делался акцент на «должном» воспитании ребенка, соответствии определенному идеалу, «норме», но осознание важности отношений, чувств эмоциональной близости, безопасности, безусловного принятия зачастую не были в центре внимания. 


Долгое время и общественная система опеки о детях-сиротах заботилась только об их элементарных потребностях - ребенок должен быть накормлен, одет и максимально защищен от инфекционных болезней. Поэтому несмотря на то, что дома ребенка и интернаты помогали детям физически выжить и вырасти, давали им определенное школьное образование, несмотря на то, что ребенок мог там испытать «вкрапления доброты» в лице отдельных воспитателей, эти заведения не могли дать критически важного социального опыта близких любящих отношений, без которого невозможно благополучное психологическое развитие ребенка.

Дом ребенка, интернат не могут заменить ребенку настоящий дом.

Осознание этого пришло в общественное сознание в 50-х гг. прошлого века в связи с появлением теории привязанности, сформулированной британским детским психиатром Д. Боулби. Эта теория вызвала настоящую революцию в исследовании раннего развития ребенка. Сегодня теория привязанности нашла свое подтверждение и дальнейшее развитие в большом количестве научных исследований и практических разработок. Итак, Д. Боулби, исследуя в послевоенные годы судьбу детей-сирот, которые были воспитанниками интернатов, обнаружил, что существует прямая связь между антисоциальным поведением, отсутствием эмпатии, нарушением способности к построению зрелых отношений с социальной депривацией в раннем детстве.

В своем докладе для Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1951 он отмечал негативные последствия воспитания ребенка в интернатных заведениях и указал на ключевую роль семьи в развитии ребенка. Ученый подчеркивал, что отношения привязанности, которые формируются у ребенка с его родителями, являются основой всего дальнейшего благополучного развития: «Способность создавать интимную эмоциональную связь - основа эффективного личностного функционирования и психического здоровья в целом». Д. Боулби указал на то очевидное, что человечество часто пытается «не замечать»: модель семьи, модель отношений «родители - ребенок» взлелеяны эволюцией для оптимального развития ребенка и не могут быть заменены моделью коллективных форм опеки, какую бы привлекательную иллюзию быстрых и контролируемых решений не предлагала последняя. Хотя это может выглядеть довольно странно, но в то время теория привязанности, противореча ногим принципам доминирующей тогда психо-аналитической теории, вызвала шквал критики и возражений, а самого Боулби публично исключили из британского общества психоаналитиков.

дети фонда

Основные функции отношений безопасной привязанности для ребенка. 


- Удовлетворение потребностей ребенка, формирование чувства безопасности в этом мире.

- Формирование базового доверия к другим людям, к отношениям. 

- Обеспечение ребенка «безопасным гнездом» для исследования, познания этого мира.

- Сопровождение ребенка в познании и понимании мира, других людей, себя. 

- Помощь ребенку в развитии регуляции собственных эмоций, желаний, поведения.

- Развитие самопонимания, формирование здоровой идентичности и самооценки. 

- Поддержка нравственного развития, формирование здоровой совести. 

- Поддержка надлежащего созревания нервной системы ребенка, «калибровка» системы реагирования на стресс, иммунной системы и т.д.


Многие родители, которые на протяжении некоторого времени при поддержке психотерапевта интенсивно работают над развитием отношений привязанности с приемным ребенком, отмечают изменения в его поведении. Приемные дети нередко пережили опыт насилия, эмоционального пренебрежения в неблагополучной семье, в которой они жили раньше, и впоследствии в интернатных учреждениях. Как отмечают новоиспеченные родители, как будто между ними и ребенком что-то происходит, похожее на развитие влюбленности, они хотят быть близко друг возле друга, смотрят в глаза друг другу, и между ними как будто какие-то искорки перескакивают. Они улыбаются друг другу, и ребенок становится спокойнее, начинает верить в то, что родители его любят. Ребенок очень старается быть вежливым, учитывая то, как ему это трудно дается. И это приносит самим родителям большую радость.


Однако когда родители соглашаются на усыновление или удочерение, они все же не совсем понимают, на что идут. Они часто думают, что таких детей надо просто любить и любовь исцелит их. Но время идет и первая любовная привязанность пропадает. Дети проявляют навыки, которые усвоили в другой среде, говорят неправду, являются эгоистичными, думают только о себе и своих потребностях. Как новые родители ни стараются им объяснить, как надо жить, как лучше жить, они не понимают. У родителей появляется ощущение, что ребенок просто использует их, совершенно не ценя того, что они для него делают. Через некоторое время это начинает родителей злить, они начинают кричать, строже наказывать. Замечают, что из добрых любящих родителей, которыми они себя представляли, превращаются постепенно в гестапо.  Многим родителям необходимо понимать, что им очень необходимы знания, понимание, как быть с такими детьми. Важно осознавать, что не только приемный ребенок нуждается в поддержке, не только «мы поддерживаем их» - наша поддержка является взаимной. Оздоровление детей, подвергшихся ущемлениям, пренебрежениям, ведет к оздоровлению нас как общества. Процесс исцеления останавливает цепь трансгенерационной передачи травмы и ущемления.

 Помогая ребенку залечить внутренние «раны», приемная семья делает важную работу не только для самого ребенка, но и для всех нас как общества, очищая внутренний мир ребенка от «токсинов» ненависти, жестокости, насилия, терапевтические родители также «очищают» общественный организм, они словно останавливают «размножение токсигенных микроорганизмов». Расстройства привязанности, расстройства комплексной травмы развития являются своеобразным запрограммированным взрывным устройством. И если у детей нет условий к исцелению, даже если «большие» проблемы отсутствуют, механизм работает, и рано или поздно произойдет «взрыв». Поэтому если эти расстройства не будут исцелены в детстве, будет иметь место «взрыв» во взрослом возрасте. Для нас как для общества эти расстройства «взорвутся» нашими большими социальными проблемами - преступностью, безработицей, злоупотреблением алкоголем и наркотиками и тому подобное. Возможно, менее «заметным» образом эти расстройства могут проявиться повторением цикла ущемления и запустения собственных детей. Поэтому терапевтические родители, которые терпеливо и тихо работая над исцелением, действительно «останавливают» взрывное устройство. Их работа невероятно важна. Государство и медицинские работники должны поддержать их. В этом большая надежда для нас, что развитие семейных форм опеки будет нести лучшее будущее не только детям, но и всем нам как обществу.

Choose a donation method: