Помощь в развитии ребенка. Часть 1
Рождение ребенка – это важное событие в жизни супружеской пары.
Появление нового члена семьи связывают со многими проблемами и переживаниями. В данном материале мы собрали для вас информацию о развитии ребенка от рождения и до достижения им школьного возраста.
Помощь в развитии новорожденного
В первый месяц после рождения дети адаптируются к новым условиям жизни. Поэтому их продолжительность сна может составлять 20-22 часов в сутки, в остальное время новорожденные кушают и отдыхают. Ритм жизни у каждого из них индивидуален, главная задача родителей – подстроиться к нему. В этом возрасте дети:
- могут концентрировать взгляд;
- наблюдают за предметами, которые двигаются;
- проявляют реакцию на звуки (вздрагивают, моргают, успокаиваются).
Наблюдается развитие врожденных рефлексов (сосательный, хватательный, плавательный рефлекс и прочее). Для стимуляции слуха и зрения перед ребенком рекомендуется перемещать звучащие, но не яркие игрушки (время от времени).
Помощь в развитии ребенка до 3 месяцев
В возрасте до 3 месяцев дети поворачиваются, держат головку, сгибают, разгибают, вытягивают руки и ноги, улыбаются, гуляют, могут узнавать родителей и близких людей, начинают прислушиваться к звукам, проявлять на них реакцию.
Перед едой детей выкладывают на живот для того, чтобы развить умение держать голову. Для развития ребенка важно с ним разговаривать, поддерживать контакт.
Помощь в развитии ребенка до полугода
В возрасте 6 месяцев период бессонных ночей для родителей заканчивается. Вместе с тем в дневное время за ребенком нужно внимательно следить – он может переворачиваться со спины на живот и в обратном направлении, ползти к предмету. Дети в таком возрасте не только улыбаются, но и смеются, лепечут, учатся говорить. Постепенно угасает хватательный рефлекс, дети двигают руками и ногами, играют ими. Активное слюноотделение свидетельствует о том, что скоро будут прорезаться зубы.
Уже к 6 месяцам активность детей повышается. Они без посторонней поддержки могут сидеть, переворачиваться, раскачиваться. Чтобы обеспечить им свободу, родители играют не на кровати или в коляске, а на чистом и мягком ковре, расположенном на полу.
Для физического развития ребенка кладут на живот (поверхность должна быть жесткой), а затем поднимают его с помощью яркого разноцветного предмета. В процессе занятий полезно использовать фитбол – он тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы, является инструментом массажа органов для стимуляции кровообращения.
Помощь в развитии ребенка до 9 месяцев
Дети в возрасте до 9 месяцев уже ползают, стоят, опираясь на опору, интересуются картинками в книжках. Также они пытаются ходить, если их поддерживают за руки. Бутылочку для кормления в этот период вытесняет ложка и чашка.
Дети нуждаются в постоянной жевательной нагрузке. С этой целью им дают печенье и мягкие фрукты. Мама и папа становятся центром внимания. Незнакомые люди вызывают недоверие, иногда – страх. Малышам требуется внимание, забота, теплота.
В этом возрасте дети уже способны к проявлению недовольства, удивления, радости, восторга, настойчивости. Также они выполняют элементарные просьбы взрослых: «посмотри», «дай», «брось», «покажи» и т.д. Появляется способность к воспроизведению отдельных звуков, слогов, а со временем – и слов (мама, баба).
Чтобы ребенок активно передвигался, рекомендуется положить на пол предмет (мягкую игрушку, машинку, мячик). Задача ребенка – добраться до него любыми (безопасными) способами. Игрушки желательно держать в коробке так, чтобы ребенок мог достать их самостоятельно. Во время его перемещения по квартире или улице необходимо акцентировать внимание на предметах, а также называть их.
Помощь в развитии ребенка до 1 года
В год дети уже хорошо стоят, некоторые начинают ползать, ходить, подниматься, наклоняться, справляться с чашкой и ложкой. Они с удовольствием слушают сказки, смотрят картинки, откликаются на свое имя, общаются с окружающими людьми, эмоционально относятся к своим успехам и неудачам. В этом возрасте проявляется характер ребенка. Для развития речевых навыков важно читать и общаться с ребенком.
Чтобы научить малыша ходить, рекомендуется мотивировать его игрушками. Для развития мелкой моторики можно заняться лепкой, рисованием. Водные процедуры необходимы не только для гигиены, но и для укрепления опорно-двигательной системы, развития координации движений, а также повышения иммунитета.
Помощь в развитии ребенка до 3 лет
В период до трех лет у ребенка стремительно развиваются такие навыки:
- предметная деятельность;
- навыки общения с детьми и взрослыми;
- речевые навыки;
- особенности личного характера.
Также происходит физическое развитие. Любая игра и действие у детей направлено на результат. В этом возрасте малыши становятся более инициативными, самостоятельными, целеустремленными, настойчивыми. Важно поощрять эти качества и объяснять, какой результат требуется достичь тем или иным поступком.
В период 2-3 лет детям необходимо рассказывать детям о правилах поведения, объяснять им, какие поступки следует считать хорошими, а какими – плохими. В этом возрасте для них примером являются взрослые. Основным средством общения становится речь, для развития которой требуется диалог с ребенком, обсуждение событий или прочитанных сказок. Появляется воображение, образное и логическое мышление.
Особенности развития в дошкольном возрасте
Дошкольниками считаются дети в возрасте лет. В этом возрасте они начинают посещать детский сад и сталкиваются с миром, где имеются непривычные им правила и законы. Психика малышей подвержена изменениям. В связи с этим они становятся самостоятельными, независимыми, начинают давать оценку предметам и явлениям. У них зарождается такие понятия, как самосознание, самооценка, определение позиции. Родители должны помочь ребенку подготовиться к школе. Требуется уделить внимание базовым навыкам: физическим, интеллектуальным, социальным, психологическим. Важно позаботиться о здоровье малыша, чтобы справлялся с образовательной программой.
Любое отклонение в развитии – это повод посетить профильного врача. Обычно такое состояние поддается коррекции, главное – не оставить его без внимания.