Благотворительность в России
Есть мнение, что благотворительность – это удел богатых и состоятельных людей, а обычным гражданам помощь детям и взрослым не под силу. Это не так.
Понятие благотворительности гораздо шире. При желании можно найти вариант и сделать пожертвование в пользу того, кто в нем нуждается. Кроме денег, можно вкладывать свое время, знания, умения и силы. Например, поучаствовать в субботнике, наведаться в дом престарелых людей, навестить сирот и прочее. Элементарно – делать небольшие, но регулярные пожертвования на лечение больных детей. Приняв участие в акции «Рубль в день», которую проводит благотворительный фонд «Анна Мария», можно спасти жизнь не одного ребенка, а сразу нескольких детей – все они требуют срочной помощи.
О чем говорят данные статистики?
В России сейчас происходит революция в системе благотворительности, в прямом смысле слова. Граждане осознают необходимость жертвовать деньги, в том числе:
- 65% людей изъявляют желание помогать деньгами в режиме онлайн;
- 40% благотворителей делают это через социальные сети;
- 85% из них – физические лица, остальной процент – предприятия;
- средняя сумма пожертвования в России составляет 150-200 рублей.
Ключевые тренды благотворительности в России заключаются в следующем: рост объемов поступлений в секторе, развитие отечественной филантропии (она вышла на первое место, в сравнении с иностранной филантропией), большая роль бизнеса и простых граждан в процессе, появление разных форматов НКО, в том числе – смешанных видов.
По последним данным, в России прошло регистрацию 250 тыс. благотворительных фондов и более. Из них до 65% были открыты за 10 лет. Общее число пожертвований в социальную сферу оценено в 350-500 млрд. рублей за год. На долю бизнеса приходится до 200 млрд. рублей, остальные деньги преимущественно перечисляют резиденты, нерезиденты.
Какие варианты помощи в России сегодня существуют?
Помощь больным детям – ключевое направление благотворительности в 2022 году.
«Дающий нищему не обеднеет», – Царь Соломон, Притчи.
Благотворительные фонды оказывают разного рода помощь детям, чтобы объединить людей в борьбе с данной проблемой. Волонтеры аккумулируют пожертвования, закупают жизненно важные лекарства, аппараты и оборудование, вкладывают деньги в лечение, оплачивают реабилитацию, восстановление и другие процедуры для детей. К примеру, благотворительный фонд «Анна Мария» берет на попечение и помогает детям, которым был поставлен тяжелый диагноз: ДЦП, СМА, сердечная недостаточность, лейкодистрофия, спастический тетрапарез, острое поражение ЦНС и другие.
Можно использовать профессию, хобби или знания в качестве помощи. Например, составить исковое заявление (если вы – юрист), заменить молнию (если вы – швея), помочь в рекламе и прочее. Некоторые действия не требуют особых навыков: можно расклеивать объявления, убирать у пожилого человека, играть с детьми. Главное – чем-то заниматься!
Людей, нуждающихся в помощи, легко найти в благотворительных фондах. Часто даже в окружении находятся люди, которые требуют помощи. При храмах и церквях ведутся списки с просьбами/предложениями о помощи. Нужды разнообразны: продажа жилья, колка дров, замена розеток. Из материальной поддержки, кроме денег могут быть полезны другие вещи: одежда, еда, посуда, мебель, цветы, игрушки. Книги на полке для кроссбукинга – своего рода благотворительность. Иногда люди выставляют библиотеку между этажами.
Сделаем вывод, что благотворительность не связана с уровнем вашего дохода. При желании можно использовать другие ресурсы: вещи, ум, жизненный опыт, личное время и другое. Было бы желание, а финансовые возможности приложатся!
Почему люди занимаются благотворительностью?
«Доброта – это основа благотворительности. Она представляет собой язык, на котором могут говорить немые и который могут слышать глухие», – П. Бови. Люди занимаются благотворительностью по разным причинам. Специалисты благотворительного фонда Анна Мария» проанализировали ситуацию и готовы поделиться результатами.
Причина 1. По данным ВЦИОМу, 20% граждан России помогают детям и взрослым на регулярной основе. Люди активно занимаются сбором средств через интернет, социальные сети стали популярны среди молодежи. Они готовы поддерживать цели, связанные со здоровьем, то есть действия, которые могут помочь инвалидам, сиротам или больным.
Причина 2. Люди привыкли делиться. Исследовать мотивы благотворительности непросто – часто им сложно делиться причинами, которые побудили их сделать пожертвование. Обычно человек отвечает: «Потому что мне жаль, что у кого-то нет лекарств/теплой одежды/образования/доступа к питьевой воде». Чтобы выяснить, почему кто-то решил совершить банковский перевод в благотворительный фонд, нужно грамотно сформулировать вопрос. Так они узнают, что именно побудило решить и сделать платеж.
Причина 3. Исследования ученых США показывают, что 85% пожертвований на благотворительность делаются по инициативе других. Охотнее всего жертвуют деньги знакомым организациям. Чем меньше у человека знаний о сборе, тем меньше вероятность, что он сделает свой вклад. Еще одна причина – альтруизм. Граждане России поддерживают благотворительность еще и потому, что это дает чувство практических действий в соответствии с ценностями. Благотворительность – это способ превратить сострадание в действие. Делая что-то практическое, люди чувствуют себя авторитетными.
Причина 4. Еще одной важной частой причиной участия в благотворительности является доверие к благотворительному фонду. Благотворитель жертвует деньги, потому что испытывает положительные эмоции по отношению к организации и верит, что она правильно использует его пожертвование. Далее – потребность в солидарности. Например, если среди членов семьи есть больной диабетом, человек с большей вероятностью поддержит организацию, которая занимается борьбой с болезнью или оказывает помощь пациентам.
Причина 5. Взаимность – это понятие, наиболее сложное для восприятия в разрезе мотивации благотворительности. Люди неохотно признают это – они ожидают, что другие будут соблюдать правило взаимности. Будь то эмоции, услуги, время или деньги, человек чувствует себя хорошо, когда взаимоотношения равные. Например, когда резидент России дарит подарок, он подсознательно ожидает, что тоже что-то получит. В благотворительности проследить правило взаимности намного сложнее, чем в других сферах жизни.