Инклюзия
Инклюзия (в переводе с англ. языка – «включение») – это процесс, который подразумевает включение людей в социум. Наиболее часто термин используется в отношении людей, имеющих ограниченные возможности (физические, психические).
Виды инклюзии
Наиболее широкое распространение инклюзия получила в социальной сфере, а именно – в вопросах инвалидности. При таком подходе к вопросу на человеке с инвалидностью не ставится метка «проблема», а происходит обратный процесс. Общество не приспособлено к ним и непреднамеренно создает трудности для их жизнедеятельности.
Инклюзия распространяется на все сферы жизни, а именно:
- образование – создание подходящих условий для обучения маленьких детей с физическими, ментальными и другими отклонениями;
- работа – разработка рабочего места для людей с инвалидностью и создание условия труда наравне с остальным коллективом;
- городская жизнь – создание обстановки для передвижения по городу, а также в общественных местах на инвалидной коляске.
В настоящее время ведутся дискуссии касаемо расширения понятия «инклюзия».
Согласно ряду убеждений инклюзию также можно разделить на два типа: этническую и гендерную. Этническая инклюзия подразумевает этническое и расовое разнообразие. Ее главная цель – создание равного доступа к благам цивилизации, социальному процессу для всех категорий граждан, которые по историческим причинам были отдалены от активной общественной жизни. Гендерная инклюзия – включение женщин абсолютно во все общественные процессы, которые ранее были им недоступны.
Внимание! Инклюзия преимущественно направлена на помощь в адаптации и интеграции в обществе людям с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование
Инклюзия дает возможность детям-инвалидам развивать навыки, раскрывать таланты, получать качественное образование и работу наравне со своими ровесниками.
Социализация детей происходит в школьных и дошкольных учреждениях, потому крайне важно создавать оптимальные условия для ребят с инвалидностью, чтобы развитие их социальных навыков происходило на том же уровне, что и у здоровых сверстников.
Инклюзивное образование – это развитие и реформация привычной сферы образования для того, чтобы каждый имел равный доступ к обучению. Для этого разрабатываются программы, адаптируются и совершенствуются методики преподавания. В обязательном порядке принимаются во внимания особые потребности детей-инвалидов
На данный момент инклюзивное образование внедряется на разных этапах обучения – в детских садах, школах, колледжах, училищах и ВУЗах. Это дает возможность людям с ограниченными возможностями стать частью общества, сделать в него вклад, в любой момент рассчитывать на поддержку и помощь со стороны.
Технологии образования с инклюзивным уклоном
Технологии в инклюзивном образовании – это методики, по которым создаются комфортные условия для обучения детей с инвалидностью. Их делят на две группы:
- педагогические технологии, которые уже полностью готовы, адаптированы под ученика, и их уже можно использовать в процессе обучения;
- организационные технологии, то есть те, которые нацелены на создание и развитие процесса обучения, а также составление его плана.
Все они отличаются по своему составу и характеру, однако имеют общую цель – мониторинг, носящий постоянный характер, а также взаимодействие ученика и созданных условий для его обучения. Чрезвычайно важно следить за своевременным устранением возможных барьеров, за счет всех участников инклюзивного обучения.
Инклюзивное обучение: преимущества
- Школьники с инвалидностью ощущают себя частью социальной жизни и могут заводить себе друзей, товарищей среди сверстников.
- Инклюзивное обучение способствует максимальной социализации человека с инвалидностью. Дети в таких условиях показывают гораздо более развитые навыки коммуникации, нежели в специальных интернатах.
- Социальное принятие, которое развивается во время взаимодействия с детьми-инвалидами. Как результат: в обществе появляется терпимость, толерантность.
- Адаптация школ, благодаря которой создаются условия для удовлетворения потребностей детей данного учебного заведения.
Инклюзивное обучение: недостатки
- У инвалида могут возникать поведенческие, а также социальные сложности – они могут замедлять процесс обучения.
- Проблема с квалифицированными кадрами, которые имеют опыт работы, навыки и знания в инклюзивной среде.
- Отсутствие подобной программы обучения в большинстве городов страны.
- Вероятность необъективных оценок из-за снисходительного отношения к детям с ограниченными возможностями.
- Нехватка бюджета на приобретение специализированного оборудования для комфортного обучения детей с необычными потребностями.
Принципы образования на основе инклюзии
В момент внедрения инклюзивного образования необходимо соблюдать несколько основных принципов, которые помогут избежать ущемления прав школьников.
Принцип №1. Способности и достижения ребенка не влияют на его ценность.
Принцип №2. Люди, независимо от состояния здоровья, нужны друг другу.
Принцип №3. Настоящее обучение основывается на общей коммуникации.
Принцип №4. Каждому ребенку необходимо общение и дружба со сверстниками.
Принцип №5. Дети должны устанавливать здоровые социальные связи.
Принцип №6. Семья ребенка должна принимать участие в этом процессе.
Принцип №7. Программа учитывает потребности каждого ребенка.
Система инклюзивного образования – процесс трудоемкий и очень затратный. Однако его высокая результативность и эффективность доказывает, что он необходим в современном обществе. Внедрение данной системы поможет реализовать права человека с инвалидностью, а также одновременно повысить социальный уровень государства.