Суть благотворительности

Суть благотворительности

22.11.2022, 04:15

 Благотворительность сегодня – распространенный вид деятельности во многих странах, включая Россию. Благотворительные фонды стремятся оказать помощь всем нуждающимся. Суть благотворительности заключается в том, чтобы делать это на бесплатной основе, в свободном порядке выбирая вид, форму и размер помощи. В России этот процесс регулируется в рамках Федерального Закона РФ №135-ФЗ от 11.08.1995 г.

Как возникла благотворительность?

 Благотворительность, как термин, существовал еще с древних времен.

В Древнем Египте, а также в Риме он был больше известен, как «десятина». В XVI ст. в благотворительности произошел настоящий переворот – приняли первый закон, который регулировал виды благотворительных целей. С тех пор процесс вошел в практику, которой следуют в мире.   В XIX ст. на каждые 100 тыс. жителей современной России приходилось до пяти некоммерческих организацией. Они создавались, как под патронатом частных лиц, так и в процессе открытия земских или городских заведений.

 В XX ст. благотворительность развивалась на фоне тяжелого периода истории:

  • глобальные экономические спады;
  • участие правительства в социальном обеспечении;
  • военные действия на территории стран.

 Внимание! Эти и другие события повлияли на то, как люди в дальнейшем относились к пожертвованиям, поддержке соответствующих  сообществ.

 Сегодня благотворительность может выделяться в пользу: государства, резидентов (нерезидентов), организаций (разного направления деятельности – наука, культура и медицина). Также сюда можно отнести благотворительные фонды, религиозные учреждения, общественные организации. Иные субъекты права предусмотрены законодательно, в рамках ст. 124 Гражданского кодекса РФ.

 Виды благотворительности

 Суть благотворительности объясняют ее виды. Рассмотрим их подробнее:

  1. Корпоративная благотворительность.
  2. Работа меценатов.
  3. Благотворительная филантропия.
  4. Частная благотворительность.
  5. Спонсорская помощь.
  6. Социальная ответственность.

 Корпоративная благотворительность в большинстве случаев основана на работе сообществ, в составе которых базируются компании. Процесс предполагает выдачу волонтерских грантов, корпоративных проектов и программ. Когда юридическое лицо принимает участие в корпоративной благотворительности, то она создает положительный имидж, улучшает отношения с клиентами, свою рабочую среду и прочее.

 Меценатство отличается от остальных видов благотворительности своей социально-культурной целью. Здесь цель в следующем – сохранить и развивать культурное наследие, сферы образования, искусство, науку и научные исследования. Это весомый источник поддержки государства со стороны негосударственного сектора.

 Филантропия ориентируется исключительно на людей и их потребностях. Это деятельность, которая производится определенной организацией или отдельным лицом на основе добровольного желания повысить уровень жизни людей. Любой может стать филантропом, если он пожертвует своим талантом, временем, деньгами или навыками.

 Финансирование частного благотворительного фонда обычно поступает от одного человека и/или нескольких людей. Поскольку он может быть создан с намерением существовать вечно, пожертвования могут продолжаться до тех пор, пока существует благотворительный фонд. Все частные организации имеют следующие общие черты:

  • они создаются в благотворительных целях;
  • ими управляет собственный совет директоров;
  • большая часть поддержки обычно контролируются основателями;
  • осуществляют благотворительные распределения в течение года;
  • кроме предоставления грантов общественным благотворительным фондам, они также могут: управлять программами, предоставлять услуги, вести непосредственную благотворительную деятельность, оказывать помощь отдельным лицам и семьям при стихийных бедствиях и других жизненно сложных обстоятельствах.

 Спонсорская помощь отличается от простых пожертвований тем, что обе стороны получают выгоду от соглашения. Как правило, для корпоративного спонсора это происходит в форме включения (упоминания) названия и логотипа компании на веб-сайте и в публикациях получателя, на мероприятиях, на одежде и т.д. В свою очередь, спонсоры обеспечивают НКО финансированием, под видом благотворительной деятельности.

 Здесь суть благотворительности позволяет компаниям создавать новые связи, предоставляет им не слишком затратное продвижение, рекламу и выделяет их среди конкурентов, как этически ориентированного юридического лица.

 Цель корпоративной социальной ответственности – побудить компанию оказывать положительное влияние на экологическую, социальную, экономическую и другую сферу за счет обеспечения роста каждого из этих направлений.

 Эта деятельность не является обязательной для компаний, но она характеризует ее как с точки зрения зрелой, ответственной, конкурентоспособной. Если организация «беспокоится» о состоянии экологии, моральном удовлетворении, как клиентов, так и всех сотрудников, взаимодействует с местными органами самоуправления, то она автоматически «растет» в глазах общества и только увеличивает свой рейтинг.

 Выдержки из статистики

Суть благотворительности во всем мире рассматриваются в трех категориях:

  • пожертвование денег;
  • работа в сфере волонтерства;
  • помощь незнакомым людям.

 Из трех видов благотворительности последний вариант – самый распространенный в мире. За 10 лет более 2,5 млрд. человек помогли человеку, которого они не знают.

 Что касается рейтинга по странам, то в 2022 году США занимают первое место в сфере благотворительности. Также в ТОП-10 вошли такие страны как: Мьянма, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Шри-Ланка, Индонезия. Примечательно, что после пандемии COVID-19 в 2020 году во многих странах статистика пожертвований резко ушла на спад. В России благотворительность набирает обороты.

 Сегодня мировые лидеры вновь возвращаются к высоким темпам благотворительности. Остается только надеяться, что внешние факторы не смогут снова приостановить такие важные процессы, как пожертвование и помощь нуждающимся.

Сертификаты благотворительности