Детская развивающая среда

Детская развивающая среда

20.12.2022, 03:07

 Детская развивающая среда – это комплекс условий, который способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возрастом, а также индивидуальными потребностями. Сюда входят такие составляющие: психолого-педагогическая, материально-техническая, санитарно-гигиеническая, эстетическая.

 Основной принцип обустройства детской развивающей среды заключается в предоставлении ребенку доступных и разноплановых инструментов для саморазвития. При этом задача взрослых (родителей, воспитателей, других взрослых) – не только объяснить малышу правила взаимодействия с окружающим пространством, но и обеспечить достаточный уровень свободы для проявления его самостоятельности.

 Для чего нужна детская развивающая среда?

 Одной из целей дошкольного учреждения является создание развивающей обстановки, которая обеспечит детям возможность проявить свою индивидуальность.

 Правильный подход к организации развивающей среды позволит ощущать себя в безопасности, благоприятно воздействует на развитие личностных характеристик и способностей, помогает получить необходимые жизненные навыки.

 Атмосфера в детском саду должна вызывать интерес к познанию мира – людей, природы, предметов. Задача родителей состоит в закреплении и усилении эффекта от посещения дошкольного учреждения. Поэтому необходимо позаботиться о создании развивающего жизненного пространства для малыша дома. Все это обеспечит комплексные условия для прогрессивного развития его сознания, поведения.

 Принципы детской развивающей среды

 Оптимальное пространство для пребывания ребенка должно включать в себя оборудование для разных сфер деятельности – четко выделенные зоны, предметное наполнение для игр, обучения и занятий спортом. Развивающая среда служит не для комфорта родителей, поэтому ее элементы должны быть адаптированными непосредственно под детские потребности. Это означает, что объекты размещаются по принципу максимальной доступности и удобства для малыша, а не взрослых.

 Грамотное создание детской развивающей среды подразумевает совокупность социальных и природных инструментов для жизнедеятельности ребенка, например:

  • объекты архитектуры, ландшафта, природы, экологии;
  • пространство для художественного творчества;
  • площадки для игр, а также спортивных занятий;
  • аудиовизуальные, информационные воспитательные средства.

 Внимание! Не следует заботиться только о количественном наполнении пространства, поскольку при неправильном подборе множество объектов не всегда обеспечивают психологический и физический комфорт ребенка. Как незаполненная, так и перенасыщенная предметно-игровая среда негативно влияют на психику. Обстановка вокруг должна быть простой, гармоничной, вариативной, эстетичной.

 Требования к детской развивающей среде

Основные требования к развивающей предметно-игровой среде:

  1. Соответствие возрастным и функциональным возможностям ребенка с незначительным превышением уровня сложности.
  2. Динамичность и разнообразие, то есть отсутствие ограничений во время взаимодействия малыша со всеми объектами.
  3. Способствование познавательной деятельности, а также регулярное приобретение новых знаний в объемах, посильных для ребенка.
  4. Большой ассортимент цветов и форм, а также хорошее качество всех предметов, начиная от игрушек и заканчивая учебными пособиями.
  5. Внедрение в игровую и образовательную зоны объектов, передающих национальные и этнокультурные особенности страны происхождения ребенка.

 Хорошо организованные зоны для игры, физической активности и образовательного процесса включают в себя спектр необходимых для этих видов деятельности объектов, размещенных удобным и понятным для ребенка образом. Здесь не допускается однообразность, постоянство, переполненность, наличие пустующих участков. Регулярное пополнение новыми предметами, а также изъятие старых предметов способствует смене общей обстановки, что благотворно воздействует на эмоциональную сферу ребенка и активизирует мыслительные процессы, в целом.

 На что обратить внимание при организации такой среды?

 Помните, что даже при отсутствии развивающего пространства все равно будет происходить постепенное формирование личностных, умственных и физических качеств ребенка. Однако стимулирующий материал обеспечит более динамичное и разностороннее развитие. Поэтому организация специальной детской среды поможет родителям запустить и ускорить процессы раскрытия потенциала малыша.

Обустройство жизненного пространства оказывает воздействие на становление детской личности. Наибольший негативный эффект производит однообразие в окружении и действиях. Поэтому задача семьи заключается в обеспечении интересного времяпровождения для дошкольника, как дома, так и во время прогулок на улице. Каждая составляющая должна вызывать у детей желание заниматься деятельностью.

 О чем еще важно знать?

 При обустройстве детской комнаты и/или игрового уголка в доме нужно уделить внимание следующим аспектам:

  • выбор предметов в соответствии с возрастной категорией ребенка;
  • безопасность для здоровья и жизни игровых и спортивных материалов;
  • удобство в эксплуатации и информативность объектов;
  • учет конкретных интересов и склонностей ребенка;
  • наличие отдельного места для занятий любимыми делами.

 Важно, чтобы предметно-игровая среда провоцировала у ребенка желание пробовать новые виды занятости, связанные с творчеством и умственным трудом. Это ситуативные игры с использованием тематических наборов, рисование, лепка, конструирование. Развивающее пространство должно способствовать самостоятельной познавательной работе и обеспечивать достаточный уровень физической активности!

Сертификаты благотворительности