Дети с ОВЗ
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это диагноз, который основывается на отклонениях от нормы психического и/или физического характера в организме ребенка (со временем – и взрослого человека).
Сегодня понятие ОВЗ отождествляют с инвалидностью, однако это мнение ошибочно. Чаще к нему относят проблемы речи, зрения, слуха, подвижности, умственную задержку и расстройство аутистического спектра. Больные дети не способны в полной мере вести обычную жизнь, в том числе – обучаться, работать наравне с другими. Они нуждаются в создании особых условий для выполнения повседневных задач, освоения общеобразовательной программы и прочих навыков.
Что такое ОВЗ?
Вопреки мнению, ОВЗ не приравниваются к инвалидности, поскольку первый термин является педагогическим, а второй – медицинским. Статус «ограниченные возможности здоровья» устанавливается при прохождении ПМПК (комиссии, состоящей из медицинских специалистов, педагогов и психологов), а инвалидность – в результате отдельной медицинско-социальной экспертизы.
Дети бывают инвалидами без ОВЗ при сахарном диабете и ряде других тяжелых заболеваний, врожденных аномалиях внутренних органов с невозможностью исправления проблемы путем оперативного вмешательства. Это работает и в обратном случае – например, ребенок с задержкой в развитии имеет возможности, недостаточные для нормальной жизнедеятельности, но во многих случаях ему не присваивается инвалидность в течение всей жизни.
Классификация ОВЗ
Диагноз ОВЗ подразумевает под собой следующие ограничения:
- подвижность, физическая независимость от других лиц;
- получение образования и ведение трудовой деятельности;
- повседневная жизнедеятельность, навыки самообслуживания;
- взаимодействие с социумом и коммуникация с окружающими;
- проявление физической, игровой активности наравне со сверстниками.
Ограниченные возможности делятся на две категории:
- врожденные или полученные в разном возрасте ограничения;
- временные или стабильные в течение жизни ограничения.
Благодаря получению статуса ОВЗ дети иногда или на постоянной основе могут осваивать индивидуальную программу и развиваться, насколько это позволяет физическое и психическое состояние. На основе проведения комплексной диагностики ПМПК не только устанавливают факт наличия ОВЗ, но и разрабатывают индивидуальные рекомендации, касающиеся процесса обучения и развития ребенка.
На какие категории делятся ОВЗ?
Рассмотрим наиболее распространенные категории ОВЗ:
- проблемы со слухом;
- задержка умственного развития;
- отклонения в работе опорно-двигательного аппарата;
- отставание в психическом развитии;
- дисфункция зрения;
- расстройства речевого аппарата;
- отклонения в поведении и коммуникации;
- комплексные нарушения в работе всех систем организма.
Внимание! Каждая проблема требует особого подхода к организации процесса. Далее мы предлагаем рассмотреть подробнее каждую из них.
Нарушение слуха
В категорию нарушений слуха входят слабослышащие и глухие дети, которые утратили слух полностью или частично в раннем возрасте, а также имеющие слуховые расстройства различной степени тяжести с момента рождения.
В 85% случаях полностью глухой ребенок имеет плохую память и внимание. В процессе обучения у него возникают сложности с установлением причинно-следственных связей, свойств и взаимоотношений между объектами. Поэтому при развитии речи в этом случае используются преимущественно слова-предметы, и в меньшей степени – описания или действия в пространстве.
Слабослышащие дети имеют выраженные речевые патологии, так как из-за отсутствия полноценного восприятия на слух получаемая информация очень искажается. Дальнейшие успехи в обучении зависят от психических и познавательных процессов, которые сформировались до частичной потери слуха (кроме врожденных проблем). Главной целью обучения является улучшение визуального восприятия и концентрации на движениях губ собеседника. Это способствует повышению внимания, развитию зрительной памяти и другим положительным изменениям.
Зрительные нарушения
К категории зрительных нарушений относят:
- детей, ослепших в раннем возрасте;
- детей, незрячих с рождения;
- слабовидящих детей с повреждением зрительной способности.
Врачи утверждают, что наиболее сложно поддаются обучению те дети, которые родились слепыми или утратили зрение в возрасте до трех лет. Они не могут сравнивать используемые слова с реальными образами, что приводит к трудностям в развитии образного мышления, а также осмысленной речи в будущем.
Слабовидящий или ослепший в более позднем возрасте ребенок осваивает многие навыки легче, чем слепой от рождения или утративший зрение в раннем возрасте. Обучение этой группы детей основано на использовании сенсорного опыта, где недоступный анализатор замещается другим. Дети познают окружающий мир преимущественно через касание за счет повышенной чувствительности к вибрациям.
Речевые патологии
Дети с ОВЗ из-за тяжелой речевой патологии требуют повышенного внимания к занятиям, которые помогают развитию речи и исправлению нарушений. Для этого к работе с ними привлекаются логопеды, дефектологи и специалисты, использующие прогрессивные методики по устранению дисфункций речевого аппарата.
Также для этой группы детей должны проводиться музыкальные, ритмические и гимнастические занятия – они способствуют восстановлению устойчивого познавательного интереса. Для дошкольного и школьного возраста эффективны парные и коллективные игры, влияющие на формирование коммуникаций.
Отклонения в опорно-двигательном аппарате
Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата, которые приводят к получению статуса ОВЗ – это ДЦП и вялый (периферический) паралич конечностей. Данная категория детей нуждается в организации комфортного учебного процесса, дополненного посильной трудовой деятельностью. Смена умственной и физической работы способствует переключению внимания и снижению уровня пассивности.
Психические нарушения
Дети с патологиями психического развития отличаются от других выраженными трудностями в усвоении знаний и овладении навыками, а также высокой степенью утомляемости. У них наблюдаются проблемы с длительной концентрацией внимания. Процесс обучения организовывается с учетом этих особенностей. В нем не допускается долгие периоды однообразной деятельности.
При правильном подходе ребенок с задержкой психического развития способен овладеть знаниями, максимально приближенными к стандарту. Этой категории учащихся необходимы умеренные нагрузки с частыми перерывами, спокойная окружающая обстановка, доступные и простые задания с детальным объяснением.
Отклонения в интеллектуальном развитии
ОВЗ в результате отклонений интеллектуального развития сталкиваются со сложностями в обучении из-за искаженного восприятия действительности.
У детей прослеживается глубокая степень недоразвитости познавательных процессов. При должных усилиях они способны получить речевые и другие жизненно необходимые навыки на базовом уровне. В качестве основной образовательной методики для этой категории применяется трудовое обучение, поскольку именно труд является наиболее доступной деятельностью при нарушениях интеллекта.