телефон для связи: +7(800)707-63-96
Помочь детям
Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ

 ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это диагноз, который основывается на отклонениях от нормы психического и/или физического характера в организме ребенка (со временем – и взрослого человека).

Сегодня понятие ОВЗ отождествляют с инвалидностью, однако это мнение ошибочно. Чаще к нему относят проблемы речи, зрения, слуха, подвижности, умственную задержку и расстройство аутистического спектра. Больные дети не способны в полной мере вести обычную жизнь, в том числе – обучаться, работать наравне с другими. Они нуждаются в создании особых условий для выполнения повседневных задач, освоения общеобразовательной программы и прочих навыков.

 Что такое ОВЗ?

 Вопреки мнению, ОВЗ не приравниваются к инвалидности, поскольку первый термин является педагогическим, а второй – медицинским. Статус «ограниченные возможности здоровья» устанавливается при прохождении ПМПК (комиссии, состоящей из медицинских специалистов, педагогов и психологов), а инвалидность – в результате отдельной медицинско-социальной экспертизы.

 Дети бывают инвалидами без ОВЗ при сахарном диабете и ряде других тяжелых заболеваний, врожденных аномалиях внутренних органов с невозможностью исправления проблемы путем оперативного вмешательства. Это работает и в обратном случае – например, ребенок с задержкой в развитии имеет возможности, недостаточные для нормальной жизнедеятельности, но во многих случаях ему не присваивается инвалидность в течение всей жизни.

 Классификация ОВЗ

Диагноз ОВЗ подразумевает под собой следующие ограничения:

  • подвижность, физическая независимость от других лиц;
  • получение образования и ведение трудовой деятельности;
  • повседневная жизнедеятельность, навыки самообслуживания;
  • взаимодействие с социумом и коммуникация с окружающими;
  • проявление физической, игровой активности наравне со сверстниками.

Ограниченные возможности делятся на две категории:

  • врожденные или полученные в разном возрасте ограничения;
  • временные или стабильные в течение жизни ограничения.

 Благодаря получению статуса ОВЗ дети иногда или на постоянной основе могут осваивать индивидуальную программу и развиваться, насколько это позволяет физическое и психическое состояние. На основе проведения комплексной диагностики ПМПК не только устанавливают факт наличия ОВЗ, но и разрабатывают индивидуальные рекомендации, касающиеся процесса обучения и развития ребенка.

 На какие категории делятся ОВЗ?

 Рассмотрим наиболее распространенные категории ОВЗ:

  • проблемы со слухом;
  • задержка умственного развития;
  • отклонения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • отставание в психическом развитии;
  • дисфункция зрения;
  • расстройства речевого аппарата;
  • отклонения в поведении и коммуникации;
  • комплексные нарушения в работе всех систем организма.

 Внимание! Каждая проблема требует особого подхода к организации процесса. Далее мы предлагаем рассмотреть подробнее каждую из них.

 Нарушение слуха

 В категорию нарушений слуха входят слабослышащие и глухие дети, которые утратили слух полностью или частично в раннем возрасте, а также имеющие слуховые расстройства различной степени тяжести с момента рождения.

 В 85% случаях полностью глухой ребенок имеет плохую память и внимание. В процессе обучения у него возникают сложности с установлением причинно-следственных связей, свойств и взаимоотношений между объектами. Поэтому при развитии речи в этом случае используются преимущественно слова-предметы, и в меньшей степени – описания или действия в пространстве.

 Слабослышащие дети имеют выраженные речевые патологии, так как из-за отсутствия полноценного восприятия на слух получаемая информация очень искажается. Дальнейшие успехи в обучении зависят от психических и познавательных процессов, которые сформировались до частичной потери слуха (кроме врожденных проблем). Главной целью обучения является улучшение визуального восприятия и концентрации на движениях губ собеседника. Это способствует повышению внимания, развитию зрительной памяти и другим положительным изменениям.

 Зрительные нарушения

 К категории зрительных нарушений относят:

  • детей, ослепших в раннем возрасте;
  • детей, незрячих с рождения;
  • слабовидящих детей с повреждением зрительной способности.

 Врачи утверждают, что наиболее сложно поддаются обучению те дети, которые родились слепыми или утратили зрение в возрасте до трех лет. Они не могут сравнивать используемые слова с реальными образами, что приводит к трудностям в развитии образного мышления, а также осмысленной речи в будущем.

 Слабовидящий или ослепший в более позднем возрасте ребенок осваивает многие навыки легче, чем слепой от рождения или утративший зрение в раннем возрасте. Обучение этой группы детей основано на использовании сенсорного опыта, где недоступный анализатор замещается другим. Дети познают окружающий мир преимущественно через касание за счет повышенной чувствительности к вибрациям.

 Речевые патологии

 Дети с ОВЗ из-за тяжелой речевой патологии требуют повышенного внимания к занятиям, которые помогают развитию речи и исправлению нарушений. Для этого к работе с ними привлекаются логопеды, дефектологи и специалисты, использующие прогрессивные методики по устранению дисфункций речевого аппарата.

 Также для этой группы детей должны проводиться музыкальные, ритмические и гимнастические занятия – они способствуют восстановлению устойчивого познавательного интереса. Для дошкольного и школьного возраста эффективны парные и коллективные игры, влияющие на формирование коммуникаций.

 Отклонения в опорно-двигательном аппарате

 Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата, которые приводят к получению статуса ОВЗ – это ДЦП и вялый (периферический) паралич конечностей. Данная категория детей нуждается в организации комфортного учебного процесса, дополненного посильной трудовой деятельностью. Смена умственной и физической работы способствует переключению внимания и снижению уровня пассивности.

 Психические нарушения

 Дети с патологиями психического развития отличаются от других выраженными трудностями в усвоении знаний и овладении навыками, а также высокой степенью утомляемости. У них наблюдаются проблемы с длительной концентрацией внимания. Процесс обучения организовывается с учетом этих особенностей. В нем не допускается долгие периоды однообразной деятельности.

 При правильном подходе ребенок с задержкой психического развития способен овладеть знаниями, максимально приближенными к стандарту. Этой категории учащихся необходимы умеренные нагрузки с частыми перерывами, спокойная окружающая обстановка, доступные и простые задания с детальным объяснением.

 Отклонения в интеллектуальном развитии

 ОВЗ в результате отклонений интеллектуального развития сталкиваются со сложностями в обучении из-за искаженного восприятия действительности.

 У детей прослеживается глубокая степень недоразвитости познавательных процессов. При должных усилиях они способны получить речевые и другие жизненно необходимые навыки на базовом уровне. В качестве основной образовательной методики для этой категории применяется трудовое обучение, поскольку именно труд является наиболее доступной деятельностью при нарушениях интеллекта.

Задайте вопрос

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie