Детский дом
Детский дом – это учреждение социальной защиты, которое обеспечивает проживание детей, лишенных попечения родителей временно или постоянно.
Подопечные детского дома получают условия для жизни, обучения, развития и социализации. Однако из важных частей работы – именно психологическая помощь и поддержка. Она направлена на восстановление душевного равновесия и преодоление травм, нередко возникающих в связи с отсутствием близких людей.
Во многих случаях дети, не имеющие возможности воспитываться в семье, остаются в детском доме до 18 лет. Приоритетной задачей соцработников является поиск новой семьи. Для этого проводится подбор приемных родителей и/или опекунов.
Виды детских домов
Детские дома классифицируются в зависимости от функций, которые они выполняют. Существуют такие виды детских домов:
- Центры временного пребывания. Предназначены для недлительного проживания детей, которые столкнулись с проблемами в семье (конфликты между родителями, злоупотребление алкоголем и т.д.). В таких центрах дети находятся под опекой сотрудников – им оказывают необходимую помощь и поддержку до тех пор, пока ситуация в семье не изменится в лучшую сторону.
- Интернаты. Используются для постоянного проживания воспитанников, которые по разным причинам остались без родительской опеки. Интернаты могут быть узкопрофильными – для детей определенного возраста и с разными потребностями (для сирот, несовершеннолетних с ограниченными возможностями и т.д.).
- Реабилитационные центры. Специализируются на оказании помощи детям, которые столкнулись с разными видами насилия (моральным, физическим). Специалисты предоставляют детям медицинскую и психологическую помощь, оказывают поддержку в преодолении травм, помогают справиться со стрессом.
Детский дом: цели и задачи
Детский дом служит для ухода за детьми, которые потеряли биологических родителей или не могут жить с ними по другим причинам.
Ключевая цель учреждения заключаются в создании условий для безопасного и комфортного проживания, обеспечение воспитанников необходимыми знаниями и медицинским обслуживанием. Таким образом, дети получают жилье, питание, заботу о здоровье и другие услуги, которые нужны для нормальной жизни.
Второстепенная цель детского дома – обеспечение доступа к качественному образованию. Наличие знаний из школьной программы играет роль в жизни ребенка, поэтому учреждение должно предоставлять образовательные возможности, которые позволяют детям всесторонне развиваться, реализовывать свой потенциал.
Детский дом должен контролировать состояние здоровья подопечных, включая психическое. Дети, оставшиеся без опеки родителей, часто испытывают стресс и другие психологические проблемы. Важно предоставлять им доступ к профессиональной помощи психологов и других медицинских специалистов. Сотрудники обязаны следить за физическим состоянием детей: обеспечивать им регулярный профилактический медосмотр, вакцинацию и лечение при необходимости.
Еще одна задача интернатов и центров реабилитации – это создание условий для социализации, общения ребенка со сверстниками. Не менее значимой задачей специалистов является создание атмосферы домашнего тепла и уюта.
Учреждение должно играть роль большой семьи, где воспитанники могут чувствовать себя в безопасности, комфорте и дружелюбной обстановке. Детский дом берет на себя функцию подготовки детей к самостоятельной жизни в будущем. Педагоги должны обучать их навыкам самообслуживания, взаимодействия с окружающим миром, помогать в выборе ВУЗа и/или профессии. Это позволит воспитанникам более успешно интегрироваться в общество и достичь независимости.
Детский дом: принципы работы
Первый принцип основан на уважении прав детей, их интересов и потребностей. Один из главных принципов – создание условий для развития каждого ребенка. Он достигается благодаря созданию безопасной среды, обеспечению питания, здравоохранения и образования. В детском доме также организуются занятия и мероприятия, которые способствуют развитию личности ребенка.
Второй принцип работы детского дома – это индивидуальный подход к ребенку. Педагоги учитывают особенности каждого подопечного, его потребности, интересы и способности. Далее на основе этого разрабатывают индивидуальные планы воспитания и развития. Большое значение имеет работа, направленная на сохранение связи между детьми и биологическими родителями (при их наличии). Учреждение должно обеспечить возможность периодических встреч ребенка с родными людьми, оказать помощь в налаживании и поддержании эмоциональной связи.
Третий принцип – работа с учетом прав и интересов ребенка. Детям должны быть предоставлены условия для развития, обучения и самовыражения. Педагоги принимают меры по предотвращению любых форм насилия, дискриминации и нарушения прав ребенка со стороны сотрудников и других воспитанников.
Выдержки из статистики
В 2022 г. в России насчитывается более 2,5 детских домов. Они расположены во всех регионах, преимущественно – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Кроме детских домов, распространены коррекционные дома, школы и интернаты.
Общее число детей, которые воспитываются там, – порядка 1 млн. человек, это почти 3% от всей популяции детей в России. По сравнению с предыдущим годом, этот показатель уменьшился на 6%. Из них:
- было усыновлено 155 тыс. детей;
- находится под опекой – 450 тыс. детей;
- пребывает в патронатных семьях – 40 тыс. детей.
Из бюджета регулярно выделяются деньги на их содержание: на федеральном уровне и из средств субъектов РФ. Главная проблема, которая сохраняется на данный момент, – это обеспечение жилья для таких детей. Сейчас в очереди находится 280 тыс. человек, большая часть их них – молодые люди, которые уже достигли 18 лет. Средняя длительность нахождения в очереди одного ребенка – 7 лет.
Благотворительный фонд «Анна Мария» занимается вопросом оказания помощи детским домам. Также вы можете сделать пожертвование и оказать помощь детям, у которых диагностировано тяжелое заболевание. Для этого перейдите на соответствующий раздел сайта и выберите способ оплаты, удобный для вас.