Коррекционная работа с детьми
Коррекционная работа с детьми – это педагогический подход, методика обучения, которая направлена на помощь детям с образовательными, развивающими или поведенческими трудностями. Целью является помощь в преодолении индивидуальных трудностей, развитие потенциала ребенка для здоровой жизни в будущем. Главные направления: адаптация к обществу, эмоциональное развитие, работа с интеллектом, улучшение моторных функций. Наиболее восприимчивый возраст – 4-7 лет.
Кому нужна коррекционная работа?
Коррекционная работа направлена на работу с группами детей:
- дети с особенностями в развитии, включая нарушения зрение, слуха, речи, двигательных навыков, аутизм и другие особенности;
- дети с общими образовательными трудностями – испытывают трудности с усвоением учебного материала, имеют задержку в развитии в некоторых областях;
- дети с поведенческими или эмоциональными проблемами, включая тех, у кого возникают проблемы с контролем эмоций, агрессивным поведением.
Кто проводит коррекционную работу?
За коррекционную работу отвечают специалисты с образованием, опытом и знаниями в работе с особыми детьми. В зависимости от потребностей и характера проблем, речь идет о таких специалистах.
Психологи. Психологи специализируются на коррекционной психологии, могут работать с детьми с эмоциональными, поведенческими или социальными проблемами. Помогают ребенку разобраться в эмоциях и поведении, развить навыки адаптации.
Логопеды. Логопеды занимаются коррекцией нарушений речи и языка у детей. Специалисты помогают пациентам с речевыми проблемами: заикание, запинка, недостаточная развитость речи, нарушения произношения, проблемы с заучиванием слов.
Окулисты и специалисты по зрению. Работают с детьми, у которых есть проблемы со зрением и/или нарушение зрительных функций. В том числе, косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость, блефарит, нистагм и инфекционные заболевания.
Дефектологи. Дефектологи определяют уровень пациента, разрабатывают индивидуальную программу, проводят занятия и консультируют родителей.
Педагоги. Основная цель педагогов – адаптировать образовательный процесс для ученика с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Другие специалисты привлекаются к процессу, исходя из потребностей ребенка. Коррекционную работу также могут проводить специалисты в области медицины, реабилитации, других областей.
Коррекционная работа проводится, как в рамках общего образования (дошкольного, школьного), так и в специальных классах (учреждениях) для детей с особыми потребностями. Возможен вариант факультативных занятий.
Формы умственной отсталости
Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) – это состояние, которое характеризуется ограниченными интеллектуальными возможностями, задержкой в психическом развитии. Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), приняты четыре основные формы умственной отсталости.
Легкая умственная отсталость (F70). Люди с легкой умственной отсталостью обычно имеют уровень развития ниже среднего, но могут достичь самостоятельности и адаптироваться в повседневной жизни с помощью обучения, правильной поддержки.
Умеренная умственная отсталость (F71). Такие дети требуют более значимой коррекционной помощи, чем дети с легкой формой. Они могут достичь базовой самостоятельности, но будут нуждаться в сопровождении во время повседневной жизни.
Тяжелая умственная отсталость (F72). Эта форма характеризуется серьезными ограничениями в развитии, отсутствием самостоятельности. Дети с тяжелой умственной отсталостью требуют постоянной помощи, ухода со стороны специалистов и родителей.
Глубокая умственная отсталость (F73) – самая тяжелая форма отсталости. Люди имеют сильно ограниченные способности для коммуникации и самообслуживания. Соответственно, они требуют постоянной интенсивной помощи и ухода.
Формы физической отсталости
Физическая отсталость (физическая инвалидность, ограниченность в физической активности) – это состояние, при котором наблюдается полное или частичное нарушение функций опорно-двигательного аппарата, что приводит к снижению мобильности.
Рассмотрим основные формы физической отсталости у детей.
Паралич. Подразумевает потерю и/или частичное ограничение двигательных функций в некоторых частях тела из-за повреждения нервной системы. Паралич может быть частичным или полным, затрагивать одну или несколько конечностей.
Двигательные нарушения. Включают все виды нарушений двигательных функций: дизартрия (нарушение артикуляции речи), атаксия (нарушение координации движений), атетоз (непроизвольные, медленные движения), спастичность (высокий мышечный тонус).
Ограничения движения по разным причинам. К примеру, ампутация конечностей, суставные или мышечные заболевания, травмы, врожденные дефекты.
Ограниченная подвижность – это слабость мышц, которая приводит к ограниченным возможностям при поднятии предметов, сидении, передвижении. Сюда следует отнести нарушение координации и равновесия, что затрудняет все действия.
Методы коррекционной работы с детьми
Коррекционная работа сочетает разные методы:
- Игровые методы, как средство развития и обучения. Игровые методы помогают детям учиться через игру, более эффективно усваивать материал.
- Сенсорная интеграция используется для помощи детям с нарушениями сенсорной обработки для того, чтобы улучшить координацию, управление движениями.
- Индивидуальные специальные образовательные программы и техники, адаптированные к потребностям детей с разными трудностями.
- Речевая терапия. Логопедические занятия проводятся для развития речи и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями.
- Физическая реабилитация включает упражнения и терапию, направленную на восстановление или улучшение физической активности, моторики.
- Работа с родителями и семьей. Коррекционные педагоги предоставляют рекомендации, а также поддержку для работы с ребенком дома.
- Социально-эмоциональное развитие: помощь в развитии социальных навыков, в решении конфликтов и управления эмоциями.
- Компьютерные программы и технологии, психологическая поддержка и т.д.
Комбинация методов зависит от цели, характера проблемы и потребностей.