Коррекционная работа с детьми

Коррекционная работа с детьми

31.07.2023, 03:33

 Коррекционная работа с детьми – это педагогический подход, методика обучения, которая направлена на помощь детям с образовательными, развивающими или поведенческими трудностями. Целью является помощь в преодолении индивидуальных трудностей, развитие потенциала ребенка для здоровой жизни в будущем. Главные направления: адаптация к обществу, эмоциональное развитие, работа с интеллектом, улучшение моторных функций. Наиболее восприимчивый возраст – 4-7 лет.

 Кому нужна коррекционная работа?

 Коррекционная работа направлена на работу с группами детей:

  • дети с особенностями в развитии, включая нарушения зрение, слуха, речи, двигательных навыков, аутизм и другие особенности;
  • дети с общими образовательными трудностями – испытывают трудности с усвоением учебного материала, имеют задержку в развитии в некоторых областях;
  • дети с поведенческими или эмоциональными проблемами, включая тех, у кого возникают проблемы с контролем эмоций, агрессивным поведением.

 Кто проводит коррекционную работу?

 За коррекционную работу отвечают специалисты с образованием, опытом и знаниями в работе с особыми детьми. В зависимости от потребностей и характера проблем, речь идет о таких специалистах.

Психологи. Психологи специализируются на коррекционной психологии, могут работать с детьми с эмоциональными, поведенческими или социальными проблемами. Помогают ребенку разобраться в эмоциях и поведении, развить навыки адаптации.

Логопеды. Логопеды занимаются коррекцией нарушений речи и языка у детей. Специалисты помогают пациентам с речевыми проблемами: заикание, запинка, недостаточная развитость речи, нарушения произношения, проблемы с заучиванием слов.

Окулисты и специалисты по зрению. Работают с детьми, у которых есть проблемы со зрением и/или нарушение зрительных функций. В том числе, косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость, блефарит, нистагм и инфекционные заболевания.

Дефектологи. Дефектологи определяют уровень пациента, разрабатывают индивидуальную программу, проводят занятия и консультируют родителей.

 Педагоги. Основная цель педагогов – адаптировать образовательный процесс для ученика с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Другие специалисты привлекаются к процессу, исходя из потребностей ребенка. Коррекционную работу также могут проводить специалисты в области медицины, реабилитации, других областей.

 Коррекционная работа проводится, как в рамках общего образования (дошкольного, школьного), так и в специальных классах (учреждениях) для детей с особыми потребностями. Возможен вариант факультативных занятий.

 Формы умственной отсталости

 Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) – это состояние, которое характеризуется ограниченными интеллектуальными возможностями, задержкой в психическом развитии. Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), приняты четыре основные формы умственной отсталости.

 Легкая умственная отсталость (F70). Люди с легкой умственной отсталостью обычно имеют уровень развития ниже среднего, но могут достичь самостоятельности и адаптироваться в повседневной жизни с помощью обучения, правильной поддержки.

Умеренная умственная отсталость (F71). Такие дети требуют более значимой коррекционной помощи, чем дети с легкой формой. Они могут достичь базовой самостоятельности, но будут нуждаться в сопровождении во время повседневной жизни.

 Тяжелая умственная отсталость (F72). Эта форма характеризуется серьезными ограничениями в развитии, отсутствием самостоятельности. Дети с тяжелой умственной отсталостью требуют постоянной помощи, ухода со стороны специалистов и родителей.

 Глубокая умственная отсталость (F73) – самая тяжелая форма отсталости. Люди имеют сильно ограниченные способности для коммуникации и самообслуживания. Соответственно, они требуют постоянной интенсивной помощи и ухода.

 Формы физической отсталости

 Физическая отсталость (физическая инвалидность, ограниченность в физической активности) – это состояние, при котором наблюдается полное или частичное нарушение функций опорно-двигательного аппарата, что приводит к снижению мобильности.

Рассмотрим основные формы физической отсталости у детей.

 Паралич. Подразумевает потерю и/или частичное ограничение двигательных функций в некоторых частях тела из-за повреждения нервной системы. Паралич может быть частичным или полным, затрагивать одну или несколько конечностей.

 Двигательные нарушения. Включают все виды нарушений двигательных функций: дизартрия (нарушение артикуляции речи), атаксия (нарушение координации движений), атетоз (непроизвольные, медленные движения), спастичность (высокий мышечный тонус).

Ограничения движения по разным причинам. К примеру, ампутация конечностей, суставные или мышечные заболевания, травмы, врожденные дефекты.

 Ограниченная подвижность – это слабость мышц, которая приводит к ограниченным возможностям при поднятии предметов, сидении, передвижении. Сюда следует отнести нарушение координации и равновесия, что затрудняет все действия.

 Методы коррекционной работы с детьми

 Коррекционная работа сочетает разные методы:

  1. Игровые методы, как средство развития и обучения. Игровые методы помогают детям учиться через игру, более эффективно усваивать материал.
  2. Сенсорная интеграция используется для помощи детям с нарушениями сенсорной обработки для того, чтобы улучшить координацию, управление движениями.
  3. Индивидуальные специальные образовательные программы и техники, адаптированные к потребностям детей с разными трудностями.
  4. Речевая терапия. Логопедические занятия проводятся для развития речи и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями.
  5. Физическая реабилитация включает упражнения и терапию, направленную на восстановление или улучшение физической активности, моторики.
  6. Работа с родителями и семьей. Коррекционные педагоги предоставляют рекомендации, а также поддержку для работы с ребенком дома.
  7. Социально-эмоциональное развитие: помощь в развитии социальных навыков, в решении конфликтов и управления эмоциями.
  8. Компьютерные программы и технологии, психологическая поддержка и т.д.

Комбинация методов зависит от цели, характера проблемы и потребностей.

Сертификаты благотворительности