Реабилитация детей с ДЦП
Детский церебральный паралич (далее по тексту – ДЦП) – это медицинское состояние, которое характеризует нарушения двигательных функций и контроля у детей.
Преимущественно связано с повреждением головного мозга и его развитием до или во время рождения. ДЦП может влиять на двигательные навыки, координацию движений, силу мышц, постуральный контроль, другие органы и системы. Современная медицина показывает, что ДЦП – это не приговор. Чтобы ребенок чувствовал себя лучше и осваивал новые навыки, ему необходима реабилитация на регулярной основе.
Реабилитация детей с ДЦП – это комплекс медицинских и реабилитационных действий, который направлен на создание функциональной независимости и повышение качества жизни. Процесс длительный, но реальный при правильном подходе.
План реабилитации для детей
Врач составляет план лечения индивидуально – на основе диагноза, состояния пациента, его жалоб, общего состояния организма, а также:
- выбирает вид, объем, количество и сроки методов реабилитации;
- определяет, необходимо ли хирургическое вмешательство;
- осуществляет подбор технических средств, аппаратов, оборудования (это может быть инвалидное кресло, костыли, другие механизмы);
- составляет план социализации, решает другие проблемы.
Общее понятие восстановления включает несколько этапов: подготовка нервной системы к занятиям, нагрузкам и развитию; воздействие на организм с помощью биохимических стимулов (разрушает нейронные связи, возвращает тонус мышцам); закрепление результата в будущем и стабилизация состояния пациента. Можно говорить о положительном эффекте, если есть такие изменения: снижение амплитуды гиперкинеза, уменьшение симптомов атаксии, повышение движения суставов, минимизация тонуса в мышцах, улучшение походки, развитие разговорной речи, приобретение новых навыков.
Физическая терапия
Физическая терапия (физиотерапия) представляет основу реабилитации для детей с ДЦП. Включает упражнения, направленные на укрепление мышц, улучшение гибкости и координации движений. В первую очередь, она помогает детям с ДЦП развивать силу.
За физиотерапию ответственны терапевты, физиотерапевты, эрготерапевты. В основе лежит движение, которое должен инициировать сам ребенок. Среди методов воздействия выделяют мануальную терапию, массаж, рефлексотерапию, воздействие света, тепла, воды и других источников. Самые популярные упражнения: тренировка силы, выносливости и равновесия, приемы перемещения больного, обучение ходьбе.
Гидротерапия
Гидротерапия представляет собой метод реабилитации, который состоит в использовании воды в качестве среды для улучшения физических навыков у детей с ДЦП.
Гидротерапия проводится в специальных гидротерапевтических бассейнах. Рассмотрим преимущества процедуры: плавучесть и поддержка, уменьшение воздействия гравитации, облегчение движения детей, повышение гибкости и диапазона движения, укрепление мышц, улучшение равновесия и стабильности, снижение боли и дискомфорта.
Вода позволяет пациентам выполнять движения, которые для них могут быть сложными на суше. Важную роль играет и психологический фактор. Гидротерапия может быть приятным и мотивирующим опытом для детей, способствовать их прогрессу. Примеры упражнений включают плавание, массаж водой, поддерживающие упражнения, упражнения для укрепления мышц и координацию движений и другие.
Лечебный массаж
Лечебный массаж используется для улучшения мышечной функции, минимизации спазмов, увеличения гибкости и поддержки состояния соединительных тканей:
- оценка состояния ребенка физиотерапевтом (массажистом) – включает факт изучения двигательных ограничений, мышечных спазмов и симптомов болезни;
- улучшение мышечной функции – массаж укрепляет мышцы, увеличивает их гибкость в случае наличия дисбаланса и/или спазмов;
- улучшение циркуляции крови, что помогает тканям получать больше кислорода и питательных веществ как внутри, так и извне;
- улучшение сенсорной восприимчивости, развитие двигательных навыков;
- обучение родителей – родители могут присутствовать на сеансах и учиться техникам, которые далее можно применять дома между сеансами физиотерапии.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – это терапевтический подход, который ориентирован на улучшение способности человека реагировать на сенсорные входы из окружающей среды (зрение, слух, осязание, равновесие). Процедура проводится в специальной комнате – снузелен. Действия ребенка контролируются, но он находится там один: может самостоятельно распоряжаться временем и исследовать окружающую среду.
Сенсорные интеграторы используют разные стимулы: массаж, вибрация, текстуры и звуки, чтобы стимулировать все системы пациента. Отдельно стоит выделить сенсорную диету – набор упражнений и активностей, которые могут быть рекомендованы для выполнения дома между сессиями интеграции. Сенсорная интеграция улучшает способность обрабатывать информацию, положительно сказывается на двигательных навыках, внимании, концентрации и восприятии мира вокруг больного.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность подразумевает технологию по созданию искусственного мира, в котором пользователь может взаимодействовать с 3D-средой через гарнитуру, контроллеры, датчики. При реабилитации детей с ДЦП используется, как инновационный метод улучшения двигательных навыков и функциональности.
Ребенок может идентифицировать себя, выполнять разные действия и задачи. Виртуальная реальность создает интерактивные игры и сценарии, которые мотивируют детей принимать участие. Система подбирается индивидуально под каждого пациента, создает персональный тренировочный план. В результате улучшается координация движений и равновесия, укрепление мышц, улучшение двигательных навыков.
Метод Бобат
Метод Бобат создан Бертой и Карелой Бобат. Используется для реабилитации детей с неврологическими расстройствами, которые влияют на двигательные функции и контроль. Метод Бобат базируется на понимании того, как работает центральная нервная система. Он фокусирует внимание на создании оптимальных условий для обучения и переобучения нервной системы. Рассмотрим основные принципы метода Бобат: индивидуальный подход, ингибиция и фасилитация, внимание к позиции и движению, активное участие пациента. Примеры упражнений включают: упражнения для укрепления мышц и координации, работа над улучшением равновесия, продвижение нормальных двигательных паттернов и уменьшение спастики, дальнейшее обучение родителей.