Сенсорная интеграция
Под сенсорной интеграцией принято понимать врожденный неврологический процесс в организме человека. Она позволяет синтезировать и систематизировать данные, полученные от окружающего мира и телесных ощущений. По сути, сенсорная интеграция – это процесс, который ежедневно запускается мозгом и находится во «включенном» состоянии. Если у ребенка есть дезинтеграция, это приводит к появлению проблем с моторикой, нарушениям восприятия мира с помощью органов чувств и прочее.
Теория сенсорной интеграции
Согласно научным исследованиям, теория сенсорной интеграции основывается на утверждении, что основная функция мозга – это обучение. С рождения мозг ребенка обрабатывает информацию вокруг него. Если с обучением базовым навыкам появляются разные трудности, это первый симптом развития болезней нервной системы. Большинство детей, имеющих сенсорную дезинтеграцию, страдают на заболевания ЦНС.
В теории сенсорной интеграции упор идет не на обучение через развитие определенных навыков. Специалисты уверены, что улучшить способности ребенка к обучению и/или развитию можно через тактильные ощущения. Сенсорная интеграция обеспечивает запуск мозговых функций, их улучшение, дальнейшее развитие.
При каких заболеваниях актуален метод
Назначение методики сенсорной интеграции должно проходить после консультации с врачом, постановки диагноза ребенку. В большинстве ситуаций СИ, как метод реабилитации, назначается в комплексе. Ребенка необходимо развивать с помощью методов ЛФК, аппаратной терапии, массажей.
Метод СИ подходит детям со следующими диагнозами:
- все виды и стадии ДЦП, аутизм;
- синдром высокой активности;
- синдром дефицита внимания;
- при поражениях хромосом;
- при задержках в развитии – проблемы с речью, психикой.
Чтобы метод сенсорной интеграции сработал при конкретном заболевании, необходимо составить индивидуальный план занятий. Первым делом следует определиться, с какими функциями у ребенка есть проблемы. После этого специалисты могут направить внимание малыша на конкретные игрушки, оборудование.
Признаки расстройства сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция необходима детям, чьи родители замечают нарушения в тактильном восприятии или нарушения в работе органах чувств, в том числе: зрение, слух, рецепторы. На каждый вид органов есть свои признаки расстройств.
Тактильное восприятие
В процессе нарушений тактильного восприятия дети агрессивно относятся к любым прикосновениям. Особенно это касается взаимодействия с другими людьми и животными. Проявляться дезинтеграция может в следующих случаях:
- при попытке покупать, постричь, выполнить процедуры ухода;
- при попытке переодеть ребенок отказывается, начинает истерику;
- постоянно пытается надеть на ноги обувь или носки, чтобы не чувствовать кожей пол – может быть, наоборот, ребенок не любит ощущение одежды на стопах;
- во время приема пищи ребенок сильно пачкается – его лицо, тело и одежда в еде, но при этом он не обращает внимания на данный факт;
- прикосновение к странным на ощупь предметам вызывает раздражение или страх – скользкое, липкое, шершавое и прочее;
- некоторые погодные условия могут вызывать у него агрессию – чувство дождя, капающего по коже или падающего снега.
Нарушения зрения
Использовать метод сенсорной интеграции для детей с нарушениями зрения следует в нескольких случаях. Ее назначают, когда ребенок не может смотреть другим людям в глаза или не может следить взглядом за двигающимися предметами. Поводом обратиться за помощью будут и проблемы со зрением при ярком освещении.
Нарушения вестибулярного аппарата
Родителям стоит обратить внимание на состояние ребенка в таких ситуациях:
- его отставание в развитии речи;
- невозможность поддерживать равновесие;
- любая поверхность нарушает координацию движений;
- проблемы с обучением чтению, письму;
- отсутствие концентрации на уроках.
Нарушения слуха
Сенсорная интеграция при проблемах со слухом может помочь в разных ситуациях. Например, она учит ребенка не бояться громких, непривычных звуков, помогает адаптироваться к шуму, научиться прислушиваться к речи других людей, учиться на слух.
Нарушения проприорецепторов
Если у ребенка диагностировано нарушение в системе проприорецепторов, сенсорная интеграция позволит ему развивать навыки. Она подойдет при симптомах:
- нарушение, страх передвижения в темноте;
- желание крепких объятий, со сжиманием или отказ от тактильного обмена;
- все моторные движения вызывают ступор – ребенок не может запомнить последовательность их выполнения;
- при попытке скопировать физическое упражнение, ребенок путается или и вовсе не может его повторить;
- возникают проблемы с рисованием и письмом – ребенок сильно давит на ручку или, наоборот, не может прилагать достаточное усилие.
У большинства детей есть нарушения в развитии сенсорных функций. Сенсорная интеграция может стать методом не только для лечения, но и для общего развития.
Особенности лечения детей
Сенсорная интеграция оказывает влияние на все структуры мозга. Чтобы эффект был положительным, необходимо комплексно подходить к занятиям. Курс терапии длится не менее нескольких месяцев, а то и лет. Ребенок посещает СИ по два или три раза за неделю. Одно занятие длится не более 40 минут, в редких случаях – час.
Во время занятий сенсорной интеграции ребенок учится взаимодействовать с оборудованием в игровой форме. Для этого используют тоннели, бассейны, лабиринты, батуты, инвентарь. Большинство предметов в комнате должны быть разными на ощупь, по весу, цветам. Это позволяет одновременно задействовать разные участки мозга.