Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

08.02.2024, 07:18

 Под сенсорной интеграцией принято понимать врожденный неврологический процесс в организме человека. Она позволяет синтезировать и систематизировать данные, полученные от окружающего мира и телесных ощущений. По сути, сенсорная интеграция – это процесс, который ежедневно запускается мозгом и находится во «включенном» состоянии. Если у ребенка есть дезинтеграция, это приводит к появлению проблем с моторикой, нарушениям восприятия мира с помощью органов чувств и прочее.

 Теория сенсорной интеграции

 Согласно научным исследованиям, теория сенсорной интеграции основывается на утверждении, что основная функция мозга – это обучение. С рождения мозг ребенка обрабатывает информацию вокруг него. Если с обучением базовым навыкам появляются разные трудности, это первый симптом развития болезней нервной системы. Большинство детей, имеющих сенсорную дезинтеграцию, страдают на заболевания ЦНС.

В теории сенсорной интеграции упор идет не на обучение через развитие определенных навыков. Специалисты уверены, что улучшить способности ребенка к обучению и/или развитию можно через тактильные ощущения. Сенсорная интеграция обеспечивает запуск мозговых функций, их улучшение, дальнейшее развитие.

 При каких заболеваниях актуален метод

 Назначение методики сенсорной интеграции должно проходить после консультации с врачом, постановки диагноза ребенку. В большинстве ситуаций СИ, как метод реабилитации, назначается в комплексе. Ребенка необходимо развивать с помощью методов ЛФК, аппаратной терапии, массажей.

 Метод СИ подходит детям со следующими диагнозами:

  • все виды и стадии ДЦП, аутизм;
  • синдром высокой активности;
  • синдром дефицита внимания;
  • при поражениях хромосом;
  • при задержках в развитии – проблемы с речью, психикой.

 Чтобы метод сенсорной интеграции сработал при конкретном заболевании, необходимо составить индивидуальный план занятий. Первым делом следует определиться, с какими функциями у ребенка есть проблемы. После этого специалисты могут направить внимание малыша на конкретные игрушки, оборудование.

 Признаки расстройства сенсорной интеграции

 Сенсорная интеграция необходима детям, чьи родители замечают нарушения в тактильном восприятии или нарушения в работе органах чувств, в том числе: зрение, слух, рецепторы. На каждый вид органов есть свои признаки расстройств.

 Тактильное восприятие

 В процессе нарушений тактильного восприятия дети агрессивно относятся к любым прикосновениям. Особенно это касается взаимодействия с другими людьми и животными. Проявляться дезинтеграция может в следующих случаях:

  • при попытке покупать, постричь, выполнить процедуры ухода;
  • при попытке переодеть ребенок отказывается, начинает истерику;
  • постоянно пытается надеть на ноги обувь или носки, чтобы не чувствовать кожей пол – может быть, наоборот, ребенок не любит ощущение одежды на стопах;
  • во время приема пищи ребенок сильно пачкается – его лицо, тело и одежда в еде, но при этом он не обращает внимания на данный факт;
  • прикосновение к странным на ощупь предметам вызывает раздражение или страх – скользкое, липкое, шершавое и прочее;
  • некоторые погодные условия могут вызывать у него агрессию – чувство дождя, капающего по коже или падающего снега.

 Нарушения зрения

 Использовать метод сенсорной интеграции для детей с нарушениями зрения следует в нескольких случаях. Ее назначают, когда ребенок не может смотреть другим людям в глаза или не может следить взглядом за двигающимися предметами. Поводом обратиться за помощью будут и проблемы со зрением при ярком освещении.

 Нарушения вестибулярного аппарата

 Родителям стоит обратить внимание на состояние ребенка в таких ситуациях:

  • его отставание в развитии речи;
  • невозможность поддерживать равновесие;
  • любая поверхность нарушает координацию движений;
  • проблемы с обучением чтению, письму;
  • отсутствие концентрации на уроках.

 Нарушения слуха

 Сенсорная интеграция при проблемах со слухом может помочь в разных ситуациях. Например, она учит ребенка не бояться громких, непривычных звуков, помогает адаптироваться к шуму, научиться прислушиваться к речи других людей, учиться на слух.

 Нарушения проприорецепторов

 Если у ребенка диагностировано нарушение в системе проприорецепторов, сенсорная интеграция позволит ему развивать навыки. Она подойдет при симптомах:

  • нарушение, страх передвижения в темноте;
  • желание крепких объятий, со сжиманием или отказ от тактильного обмена;
  • все моторные движения вызывают ступор – ребенок не может запомнить последовательность их выполнения;
  • при попытке скопировать физическое упражнение, ребенок путается или и вовсе не может его повторить;
  • возникают проблемы с рисованием и письмом – ребенок сильно давит на ручку или, наоборот, не может прилагать достаточное усилие.

 У большинства детей есть нарушения в развитии сенсорных функций. Сенсорная интеграция может стать методом не только для лечения, но и для общего развития.

 Особенности лечения детей

 Сенсорная интеграция оказывает влияние на все структуры мозга. Чтобы эффект был положительным, необходимо комплексно подходить к занятиям. Курс терапии длится не менее нескольких месяцев, а то и лет. Ребенок посещает СИ по два или три раза за неделю. Одно занятие длится не более 40 минут, в редких случаях – час.

 Во время занятий сенсорной интеграции ребенок учится взаимодействовать с оборудованием в игровой форме. Для этого используют тоннели, бассейны, лабиринты, батуты, инвентарь. Большинство предметов в комнате должны быть разными на ощупь, по весу, цветам. Это позволяет одновременно задействовать разные участки мозга.

Сертификаты благотворительности

Нажимая на кнопку "Отправить", вы принимаете условия публичной оферты и даете согласие на обработку персональных данных.