Арт-терапия
Арт-терапия – это форма психотерапии, в которой используются художественные материалы, процесс изобразительного искусства для того, чтобы помочь пациентам (детям и взрослым) выразить чувства, развить самосознание, улучшить психическое состояние, решить эмоциональные проблемы. Во время арт-терапии пациенты могут рисовать, писать и рассказывать стихи, лепить, играть, создавать коллажи и графику, фотографировать, играть в куклы или метафоры, использовать другие художественные приемы для того, чтобы воплотить свои переживания, научиться понимать себя и свои проблемы.
Как работает арт-терапия
Объектом арт-терапии является пациент. Обязательные условия к проведению:
- наличие безопасной психологической обстановки;
- свободный выбор тем, поиск материла для творчества;
- доверительные отношения между пациентом и врачом;
- время для того, чтобы проявить и выразить себя.
Арт-терапия не имеет ограничений, противопоказаний, побочных эффектов. Набор заданий имеет широкий выбор, каждое из которых преследует конкретную цель. В основе процесса лежит аналитический подход, при котором каждый результат символизирует один психический процесс. Искусство является лишь инструментом, который помогает понять себя, вне зависимости от качества выполненной работы. Сеанс обычно заканчивается рефлекторным анализом – пациент рассказывает врачу, что он сделал, какие чувства испытывал при этом, о чем хотел рассказать и что это означает.
Кратко про историю арт-терапии
Арт-терапия переводится с английского языка, как «искусство терапии»: art – искусство. Определение впервые ввел Адриан Хилл, в 40-х гг. прошлого столетия.
Он был художником и активно интересовался медициной, особенностями развития и восстановления больных детей. Соединив два направления, он выразил мнение, что творчество может оказать помощь пациентам справиться с их психоэмоциональными проблемами, снизить нагрузку, выздороветь и легче перенести тяжелые инфекции.
Сам Адриан Хилл болел туберкулезом и проверил этот метод на себе. Он действительно чувствовал себя легче, лучше и бодрее после творческих занятий, после чего он начал развивать вопрос в рамках психиатрической реабилитации в Миддлсекской больнице, Лондон. Впоследствии художники и психиатры, такие как Адольф Гуггенбюль, Габриэль Мюнтер и т.д., также заметили положительный эффект от занятий. В 1970-х гг. она стала формальной дисциплиной с разработкой стандартов сертификации.
Показания и эффект от арт-терапии
Арт-терапия дает следующий положительный результат:
- развивает творческие способности, восприятие себя и мира;
- дает возможность осознать свои цели, желания, потребности;
- решает проблемы – внутренние, в семье, с родителями, с друзьями;
- устраняет признаки стресса, тревоги, депрессии, паники;
- укрепляет умение идти на коммуникацию, выстраивать отношения;
- позволяет научиться стратегиям поведения с людьми;
- облегчает процесс лечения, реабилитации при наличии диагноза.
Какие виды арт-терапии есть
Рассмотрим виды арт-терапии, которые распространены в России.
Музыкотерапия
Музыкотерапия позволяет достичь результата и избавиться от проблем через эмоции, которые были получены от прослушивания музыки, мелодий.
Музыкотерапия может быть активной и пассивной. Первый вариант мы описали выше, второй вариант предполагает условия, при которых пациент может самостоятельно петь, играть на инструментах, танцевать, сочинять и воспроизводить мелодии. Во время разговора можно рассказать врачу о своих ощущениях. Очень популярно караоке – например, в Японии занятия караоке позволяет избавиться от стресса. Среди музыкальных произведений эффект дают произведения Моцарта, Штрауса и Шопена.
Изотерапия
Изотерапия предполагает коррекцию поведения пациента с помощью рисования, изобразительного искусства. Является самым известным способом арт-терапии. Анализ состояния проводится с учетом цветов, которые человек использовал для рисования:
- красный – цвет праздника, созревания, игры и радости;
- желтый – цвет света, оптимизма, положительных эмоций;
- синий – цвет спокойствия, выдержки, мира и гармонии;
- зеленый – цвет жизни, надежды, обновления и природы;
- фиолетовый – цвет доверия, дружбы, честности и искренности.
Пациент может самостоятельно выбрать инструмент для рисования: ручка, карандаш, краски, фломастер, а также вид композиции, месторасположение объектов на рисунке и т.д. По итогу врач интерпретирует и объясняет результат работы пациента.
Игротерапия
Игротерапия является бесплатным методом арт-терапии и имеет место во время занятий с детьми в возрасте 4-12 лет. Проводится в индивидуальном или групповом порядке. Врач использует вербальные и невербальные способы общения с помощью вспомогательных средств. Это могут быть как игрушки, так и другие предметы: элементы быта, конструктор, головоломка, книги, куклы и машинки, фигурки животных, людей или любимых персонажей, пластилин. Ребенок может их трогать, рассматривать, играть с ними и одновременно говорить с врачом. Ролевые игры позволяют преодолевать психологические барьеры, анализировать модель поведения, корректировать эмоции.
Песочная терапия
Последний в нашем списке метод арт-терапии – песочная терапия.
Песочная терапия классифицируется на два типа: невербальный и вербальный. В первом случае пациент создает композицию из песка своими руками, во втором случае он рассказывает о конкретном объекте (который создал сам или кто-то другой).
Песочная терапия может проводиться с целью коррекции, образования или развития. Она преимущественно необходима детям от 2 лет, на взрослых людей действует менее эффективно. При групповом подходе одновременно в группе может находиться не более шести человек. Песочная терапия развивает мелкую моторику рук, способствуют улучшению логического мышления, хорошо влияет на физическое состояние.
Благотворительный фонд «Анна Мария» предлагает разные инициативы в сфере благотворительности – сделайте пожертвование, окажите помощь больным детям!