Двигательная коррекция
Двигательная коррекция – это комплекс мероприятий, направленный на улучшение двигательных навыков и функций у детей, которые больны ДЦП. Сюда также можно отнести работу психолога, невролога, логопеда, дефектолога и других экспертов.
Если у ребенка нет нарушений в развитии, процесс проходит естественным путем – общаясь с другими детьми, родственниками. При наличии моторных и других нарушений двигательная коррекция должна сопровождаться помощью специалиста, который обучает пациента сидеть, вставать, ходить, работать руками и ногами без посторонней поддержки.
Цели двигательной коррекции
Двигательная коррекция преследует следующие цели:
- формирование компенсаторных знаний и навыков;
- стимуляция развития функций ЦНС и головного мозга;
- восстановление когнитивных способностей;
- активация работы сенсорных систем в организме;
- развитие моторной и вестибулярной координации;
- улучшение мелкой моторики верхних конечностей;
- процесс запуска самостоятельной регуляции;
- формирование взаимодействия конечностей (рук и ног).
Использование метода помогает сформировать у ребенка произвольную (природную) психическую деятельность, улучшает самоконтроль над своим телом, учит ощущать его в пространстве, формирует возможность последовательно выполнять действия, выполнять мелкие и крупные задачи. Параллельно происходит активация таких процессов, как речь, мышление, внимание, память, концентрация и другие.
Кратко выдержка из истории
Двигательная коррекция, как метод терапии, возникла в рамках развития нейропсихологии, в 40-хх гг. XX ст. В ее основе лежат знания таких сфер, как психология, неврология и физиология. Основное задание в этом случае – связать факт влияния мозговых центров с выполнением движений, за которые они несут ответственность.
Впервые концепция была сформулирована Марией Монтессори, педагогом и экспертом по вопросам нейропсихологии из Италии. Она считала, что наличие опыта в области моторики автоматически приведет к развитию движений. Систему коррекции в трех этапах впервые ввел Ж.О. Декроли. В России над данным методом работали такие специалисты, как А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и другие. Сегодня двигательная коррекция пользуется популярностью в рамках естественного восстановления ребенка.
Показания для двигательной коррекции
Кроме ДЦП, двигательная коррекция рекомендуется при таких состояниях: аутизм, нарушения органического спектра, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, ОНР, алалия. Также сюда можно отнести: задержку психического развития, умственную отсталость и прочее.
Курс терапии назначается детям разного возраста. Он актуален в случаях, если ребенок показывает высокую активность, проявляется замкнутость, невнимание или неусидчивость, очень стеснителен, не уверен в себе, часто более или быстро устает.
Обратитесь к специалисту, если вы заметили следующие признаки: плохая память, рассеянность, нарушение мышления, небольшой словарный запас, трудности в движении с помощью верхних и нижних конечностей. Его развитие не соответствует возрасту.
Подход к двигательной коррекции может быть индивидуальным в зависимости от особенностей ребенка и тяжести его состояния. Раннее начало и регулярность проведения занятий по коррекции играют ключевую роль в достижении результата.
Принципы коррекционной работы
- взаимодействие между морфогенезом головного мозга и психикой;
- системность – регулярные занятия помогают достичь результата;
- опора на сохранение разных форм деятельности ребенка;
- индивидуальный подход, основанный на личных потребностях;
- принцип вовлечения с целью создать нужную мотивацию;
- комплексность – общее воздействие на все спектры развития;
- подход «от простого понятия к сложному понятию».
Этапы коррекционной работы
Этап первый. Диагностика. Ранняя диагностика позволит выявить проблему, выделить уровень знаний ребенка и цели, разработать индивидуальный план программы.
Этап второй. Формирование установки (мотивации) для прохождения лечения. Касается, как самого пациента, так и его родителей. Включает эмоциональный контакт.
Этап третий. Коррекция. В процессе реабилитации возможно внесение корректировок, исходя из полученных результатов и в соответствии с планом врача.
Этап четвертый. Оценка эффективности работы. По факту завершения курса проводится обследование, которое фиксирует положительный результат. Следующее занятие следует проводить через 5-7 месяцев, в зависимости от уровня развития ребенка.
Упражнения по двигательной коррекции
Занятие первое. Ребенок находится в положении лежа, его руки сомкнуты на животе. Он дышит глубоко и по команде врача. Цель – повысить контроль действий, а также снять признаки стереотипии. Известно, что в процессе правильной постановки дыхания разрабатывается грудная клетка, а также мышцы живота (стереотип).
Занятие второе. Ребенок продолжает находиться в положении лежа, но руки протягивает вдоль тела. Не делая повороты головой, он должен следить за любым предметом – это может быть ручка, мяч, игрушка в руках врача. В данном случае происходит расширение визуального восприятия, развивается внимательность к деталям.
Занятие третье. Ребенок остается в той же позе, специалист просит его высунуть язык и реагировать на разные звуки – например, постукивание. В результате происходит увеличение аудиального внимания, тренируются кинетические навыки, формируется опыт избирательного поведения, что в результате влияет на общую двигательную коррекцию.
Занятие четвертое. Ребенок лежа «перекатывается» поперек кровати, учитывая ориентиры в виде расставленных игрушек, подушек и т.д. Упражнение также можно проводить на полу комнаты. У него происходит развитие пространственных представлений, движения координируется с сигналами, которые поступают из мозга.
Благотворительный фонд «Анна Мария» оказывает помощь в реабилитации больных детей, в том числе – по части двигательной коррекции. Мы принимаем пожертвования в пользу подопечных, с историями которых вы можете ознакомиться на сайте. Детям требуется пройти курс реабилитации, который улучшит их двигательные навыки, поможет встать на ноги, самостоятельно себя обслуживать и получить шанс на здоровую жизнь. В наших силах помочь им – не проходите мимо чужой беды!