Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

06.05.2024, 06:20

 Мелкая моторика – это комплекс действий ребенка, в результате которого он имеет возможность выполнять мелкие (точечные) движения руками, кистями и пальцами.

 Мелкая моторика функционирует благодаря работе ЦНС, костной системе, мышцам, а также зрительной системе, которая позволяет видеть и руководить своими действиями. Сюда относят большой спектр движений – это элементарные жесты, бытовые задачи, захват предметов, писание, рисование, вырезание и одевание. Мелкая моторика связана с такими важными функциями, как речь, память, мышление, мировоззрение.

 Результат работы моторики рук

 Мелкая моторика лежит в основе большинства навыков:

  • развитие речи, чтение, составление слов и предложений;
  • свободная амплитуда движений верхних конечностей;
  • внимание и быстрая реакция на внешние раздражители;
  • четкий и ровный почерк, который вырабатывается в процессе;
  • развитие логики, образного и математического мышления;
  • умения самостоятельно обслуживать свои потребности.

 Как развивается мелкая моторика

 Развитие мелкой моторики следует начинать с 6-8 месяцев. В этом возрасте нужно концентрировать внимание на ловкости пальцев и подвижности кистей. Для этого используются крупные предметы – бусы, кольца, камешки, а также игры «Ладушки».

 В 1 год можно подключать игры с такими материалами, как песок, глина. Занятия со специалистом лучше начинать в возрасте 2 лет. В процессе важно прививать желание заниматься творчеством. Ребенок может выполнять гимнастику пальцев, знает основные движения, может учиться координировать работу языка и рук. Рекомендуется массаж.

 В возрасте 3-5 лет ребенок должен уметь пользоваться бумагой, ножницами, может вырезать и делать аппликации. Он учится самостоятельно одеваться, шнуровать обувь, застегивать пуговицы, молнии и т.д. Упражнения в этот период связаны с мелкой и кропотливой работой, выполняемой пальцами. Рекомендуется использовать конструктор.

В детском саду и перед школой следует совершенствовать уровень ловкости рук. Занятия сочетаются с развитием подвижности каждой фаланги, кисти, а также запястья. Подключаются кинетические навыки. Перед школой дети должны уметь рисовать, лепить.

 Внимание! При наличии генетических заболеваний мелкую моторику необходимо развивать все время. В 20 лет у человека окончательно формируется скелет.

 Варианты нарушения мелкой моторики

 Выделяют три варианта нарушения мелкой моторики у детей:

  1. Изменение процесса подачи сигнала во время действий, которые выполняются ребенком. Актуально при органических поражениях головного мозга.
  2. Патологическая передача сигнала, как следствие развития заболевания: перед инсультом, при болезни Дауна, болезни Паркинсона, дизартрии, СДВГ.
  3. Нарушение взаимосвязи рецепторов ЦНС и мышц из-за ДЦП, в результате травм верхних и нижних конечностей, по причине низкого уровня развития.

 Врачи уделяют вопросу много внимания, потому что от мелкой моторики зависят многие навыки, которые осваивает ребенок. Так, она сокращает процесс формирования речи, что упрощает процесс адаптации малыша в коллективе, помогает при общении с детьми и взрослыми. Происходит обучение двигательным рефлексам, что позволяет ребенку самостоятельно играть, обслуживать себя, и не привлекать родителей. Со временем малыш начинает четко излагать свои мысли, происходит подготовка к школе.

 Упражнения для мелкой моторики

 Существуют простые упражнения, которые помогают развить мелкую моторику здоровых детей, а также детей с тяжелым диагнозом.

Массаж – это терапевтическое воздействие на ткани тела с помощью методов манипуляции: прикосновение, растирание, давление, растяжение. Целью является улучшение общего состояния здоровья, снятие напряжения, усиление кровообращения, увеличение подвижности суставов и функций мышц. В контексте мелкой моторики массаж нацелен на проработку кистей рук. Массажист работает с кистями рук – разминает пальцы, ладони, а также область предплечья, что активирует речевые функции мозга.

 Лепка – это вид творческой деятельности, при котором дети используют материалы (глина, пластилин, кинетический песок, соленое или обычное тесто), чтобы создавать формы, фигуры и объекты. Это не только интересное занятие, но и важная часть развития ребенка. Лепка способствует улучшению мелкой моторики, восстанавливает управление движениями рук и пальцев, позволяет ребенку выражаться и формировать речь.

 Игры с крупами и фасолью. Перемещение круп и фасоли с помощью ложек, ковшиков или других инструментов развивают моторику, координацию движений, фантазию, творческий подход к процессу, а также способность решать разные проблемы. Для этого поместите в емкость фасоль (можно горох) вместе с камушками, более мелкой крупой и размешайте. Попросите ребенка разделить крупы отдельно.

 Игры с пуговицами и бусинами. Воздействуют идентично на организм. Для упражнений потребуется нанизать на нитку пуговицы или бусины, завязать петлю, а затем попросить ребенка медленно перебирать изделия. Рекомендуется чередовать пуговицы разных размеров – маленькие и большие, чтобы развивать сообразительность ребенка. С 5 лет малыша можно обучать навыкам шнуровки, что также влияет на мелкую моторику.

 Мозаика – отличный вариант для того, чтобы работать над развитием ребенка. Мозаика требует точных движений пальцев для выбора, подгонки и размещения деталей, способствует развитию тактильных навыков, развивает креативность и воображение. Дети учатся чувствовать форму и текстуру мозаики, могут экспериментировать с разными цветами и расположением элементов для того, чтобы создавать уникальные композиции.

 Игрушки для развития мелкой моторики

 В качестве подручных материалов для игр с ребенком вам подойдут:

  • пазлы – яркие разноцветные картинки на разные темы;
  • массажные коврики для рук с интересными элементами: буквами, цифрами;
  • магниты, которые можно разместить на специальной доске;
  • мольберт для рисования с одной или двух сторон;
  • конструктор развивает навыки моделирования и конструирования;
  • мячики (с шипами или без) для пальчиковых игр;
  • кинетический песок, который приятен на ощупь;
  • пальчиковый театр – улучшает речь и актерское мастерство.

 Благотворительный фонд «Анна Мария» специализируется на помощи больным деткам и регулярно проводит сборы для организации их лечения, реабилитации. На нашем сайте вы найдете много историй подопечных, у которых есть нарушения мелкой моторики из-за последствий заболеваний. Если вам неравнодушна их судьба, сделайте пожертвование любым удобным способом, и мы обязательно поможем им!

Сертификаты благотворительности