Психологическая помощь детям

Психологическая помощь детям

17.06.2024, 05:06

 Психологическая помощь детям – это комплекс методов, который позволяет пациентам, оказавшимся в нестандартной ситуации, справиться со своей реакцией, контролировать эмоции, пережить кризис. Это касается, как взрослых, так и детей.

При изучении окружающего мира ребенок, особенно – если он болен, получает не только положительные эмоции. Его психика не стабильна и расположена к нервным срывам. Чтобы этого не случилось, требуется психологическая помощь специалистов.

 Когда требуется психологическая помощь детям

 Обратиться к врачу следует при наличии следующих признаков:

  • изменения в поведении ребенка – он резко начал вести себя не характерно (например, стал более активным, начал проявлять агрессию или, наоборот, мягкость);
  • наличие страхов, которые ребенок не может объяснить и побороть;
  • тревожность, апатичность, сонливость, чрезмерная апатия к происходящему;
  • и, наоборот, агрессия, упрямство, непослушание, неуправляемое поведение;
  • невротические проявления – нервный тик, нарушение сна, судороги (в том числе эпилептические судороги), содрогания, чрезмерная пугливость;
  • постоянное времяпрепровождение в телефоне, ПК, социальных сетях;
  • нежелание ребенка идти в сад или в школу (включая период адаптации);
  • проблемы в общении со сверстниками и другими людьми;
  • расстройство сна – страх спать в одиночку, плохие сны, ночные кошмары;
  • желание привлечь к себе внимание, демонстративное поведение на публике.

 Причины травм психики ребенка

Психологическая помощь детям может быть обусловлена разными причинами.

 Во-первых, это травматические события, с которыми может столкнуться ребенок. Сюда можно отнести тяжелую болезнь (в том числе, неизлечимую, требующую паллиативной помощи), потерю членов семьи и сиротство, развод родителей, военные, стихийные и другие бедствия, требующие срочной помощи со стороны специалиста.

 Во-вторых, следует сказать о социальных причинах. Здесь речь идет о высокой нагрузке в детском саду или в школе, жестком обращении с ребенком в семье, агрессии со стороны сверстников, изменении места жительства, плохой успеваемости. Поведение ребенка становится не понятным для родителей и других людей.

 В-третьих, медицинские проблемы. К названным выше причинам можно добавить нарушение психоэмоционального состояния, как первичную, так и вторичную патологию. Это: острые или хронические расстройства психики, а также следствие таких заболеваний, как детский церебральный паралич, аутизм, задержка в развитии на любом из этапов.

 Функции детского психолога

 Детский психолог – это специалист, который отвечает за психологическое сопровождение детей в сложный период жизни. Он изучает функции и корректирует психику детей, с учетом индивидуальных особенностей их развития.

Рассмотрим задачи психолога при работе с детьми:

  • восстановление психического здоровья пациента, в зависимости от запроса;
  • развитие адаптивных, социальных и прочих навыков общения;
  • повышение показателя стрессоустойчивости ребенка при любых условиях;
  • диагностика, выявление причин проблемы, назначение правильной терапии;
  • консультация и помощь родителя в целях поддержки климата в семье;
  • сопровождение семьи до получения положительного результата.

 В 85% случаях дети стесняются рассказать о проблемах или страхах, которые испытывают. Задача родителей – увидеть изменения в поведении ребенка и отреагировать на них. Если сделать это самостоятельно не удается, поможет диагностика. Минимальный возраст, в котором с ребенком может начать работу психолог – 3 года. С 12-14 лет подростки уже могут самостоятельно решать, нужна ли им помощь или нет.

 Формы психологической помощи детям

 Психологическая помощь детям может принимать разные формы: разговорная терапия, игровая терапия, арт-лечение, музыкальная терапия, сенсорная терапия и т.д.

 Разговорная терапия

 Разговорная терапия имеет место при психологической помощи детям старшего возраста. Это вид лечения, который помогает выявить причины для беспокойства и устранить их путем разговора психолога с ребенком. Разговорная терапия помогает пациенту проявить эмоции, преодолеть страхи, тревогу, неуверенность в себе.

 Если речь идет о больных детках, разговорная терапия позволит частично или полностью устранить проблемы с речью, постановкой языка, сосанием, глотанием слюны. У ребенка лучше развивается рецептивная и экспрессивная речь, растут навыки социальной коммуникации, развивается словарный запас, память и внимание.

 Игровая терапия

 Игровая терапия – это форма консультации детского психолога, при которой он использует игры для получения результата, устранения проблем психологического плана.

 Есть разные виды игровой терапии: песочная терапия, воображаемая игра, когнитивная поведенческая терапия, ролевые игры, творческие игры, живопись. Цели также могут быть разные – устранить фобии и страхи, корректировать черты поведения, выработать тактику выхода из конфликтных ситуаций и т.д. В качестве подручных средств рекомендуется использовать игрушки – фигурки людей и животных, куклы, мяч, машинки, конструктор, наборы для художества, кубики или разные емкости.

 Арт-терапия

 Арт-терапия включает такие направления, как лепка, фотография, графика, живопись. Она подразумевает творческий процесс, во время которого ребенок не только получает удовольствие, но и решает психологические проблемы. Дети имеют возможность выразить свои чувства посредством творческих занятий. Игровые элементы используются, что психолог смог установить контакт с пациентом. Техники арт-терапии следующие: импульсивное рисование, самоанализ, визуализация, слуховая, речевая или зрительная стимуляция, выполнение задач с символами и абстракциями.

 Музыкальная терапия

 Музыкальная терапия предполагает метод лечения, при котором используются свойства музыки. Цели проведения музыкальной терапии: развитие мелкой моторики, улучшение памяти и концентрации внимания, возможность само выразиться, снять эмоциональное напряжение, избавиться от проявлений агрессии, стресса, тревожности.

 Музыкальная терапия включает артикуляционную гимнастику, ритмичные упражнения под музыку, выполнение мимических и пантомимических задач, музыкальную импровизацию, пассивную терапию с помощью музыки. Методы лечения подбираются индивидуально, в зависимости от результата, которого требуется достичь.

Сертификаты благотворительности