Умственная отсталость
Умственная отсталость – это физическое отклонение, состояние, при котором у ребенка наблюдается приобретенная задержка, возникающая во время развития плода в утробе матери или сразу после рождения. Большинство детей, которым ставят диагноз «умственная отсталость», имеют врожденные генетические отклонения и заболевания.
Что такое умственная отсталость
Изначально умственная отсталость называлась «олигофренией». Этот термин был введен в обиход Эмилем Крепелиным. Позже эти понятия начали отделять друг от друга. Олигофрения – не просто нарушение в развитии интеллекта. Дети с таким диагнозом страдают социальной дезадаптацией, у них возникают нарушения психики.
Международная классификация заболеваний свидетельствует, что определение «умственная отсталость» несколько устарело и не является инклюзивным. Во многих учебниках оно было заменено понятием «нарушение интеллектуальных способностей».
Главное отличие умственной отсталости от других заболеваний, связанных с нарушением интеллектуальных функций, – это период развития. Умственная отсталость развивается у плода или у новорожденного вследствие разных факторов. Приобретенная умственная отсталость означает снижение «нормального» уровня интеллекта. У детей с умственной отсталостью интеллект изначально не имеет «нормального» показателя.
Виды умственной отсталости
С развитием медицины классификаций умственной отсталости у детей становилось больше. В современной практике предлагается использовать только одно разделение. Это классификация по степени тяжести умственной отсталости. Выделяют четыре стадии:
- легкая отсталость – коэффициент интеллекта от 50 до 69, возраст развития останавливается на уровне 9-12 лет;
- умеренная отсталость – коэффициент интеллекта от 35 до 49, возраст развития останавливается на уровне 6-9 лет;
- тяжелая отсталость – коэффициент интеллекта от 20 до 34, возраст развития останавливается на уровне 3-6 лет;
- глубокая отсталость – коэффициент интеллекта не превышает 20, возраст развития останавливается на уровне 3 лет.
Данная классификация используется в учебниках, соответствующих МКБ-10. Современные термины не несут негативной окраски. Также ранее для определения степени умственной отсталости используются такие слова: идиотия, имбецильность.
Причины умственной отсталости
Основной причиной болезни является генетический фактор. Кроме генетики, на уровень интеллекта ребенка могут повлиять следующие факторы:
- поражение плода химическим или физическим воздействием;
- поражение плода различными вирусами, бактериями, инфекциями;
- получение травмы во время родов, а также недоношенность плода;
- внешние факторы – травмы головы, головного мозга в детстве, отсутствие помощи в развитии с педагогической стороны.
Разная причина возникновения умственной отсталости может показывать разное влияние на детей. Степень тяжести заболевания может быть как легкой, так и глубокой.
Генетические причины
Исследования института Швеции показывают, что более 70% детей с умственной отсталостью имеют генетические нарушения. Эти нарушения проявляются по-разному:
- Наличие аномалии (одной или нескольких) в хромосомах. Умственная отсталость в этой ситуации обусловлена такими заболеваниями, как Синдром Дауна, Синдром Вильямса и другие. При них в хромосомах нарушен баланс.
- Симптомы импринтинга генов. В таких случаях развиваются такие патологии, как Синдром Ангельмана или Прадера-Вилли. Нарушение возникает в генах, когда клетки получают аллели от одного из родителей.
- Дисфункция локальных наборов генов при развитии плода в утробе матери. Умственная отсталость проявляется из-за развития Синдрома Ретта, а также аутизма. Может возникать задержка развития из-за хрупких Х-хромосом.
Внимание! Дети с генетическими нарушениями могут наследовать предрасположенность к ожирению и нарушению психических функций.
Признаки умственной отсталости
Клиническая картина умственной отсталости у детей может происходить, как в детстве, так и уже в более взрослом, дошкольном возрасте. Это зависит от степени тяжести болезни. В основную симптоматику задержки развития включают:
- проблемы с концентрацией внимания – недостаточная усидчивость, невозможность сфокусироваться, отсутствие распределения внимания на разные объекты;
- проблемы с восприятием – ребенок реагирует заторможено, может воспринимать только определенные объекты, часто получает информацию фрагментарно;
- нарушения речи – многие дети начинают говорить буквы, звуки и слова с большой задержкой, речь может сбиваться, слова постоянно растягиваться или, наоборот, они проговаривают их слишком быстро, спутанно, не связно;
- психические расстройства – эмоции ребенка не показывают устойчивого развития, а реакция на одинаковую ситуацию может постоянно отличаться;
- нарушение мышления – больной не может мыслить критически.
По статистике, развитие речи и опорно-двигательного аппарата у ребенка с умственной отсталостью начинается поздно – примерно к 3-5 годам жизни. Их эмоциональная нестабильность чаще проявляется в импульсивных поступках. В младенчестве дети с задержкой поздно начинают самостоятельно держать голову, могут не проявлять интереса к окружающему миру – их тяга к познанию крайне «заторможена».
Развитие расстройств у детей
Помимо классических симптомов, об умственной отсталости могут свидетельствовать некоторые расстройства в детском возрасте. Среди них: гиперактивность, СДВ, аутические расстройства, паралич, депрессия, тревожность.
Если ребенку ставят диагноз умственной отсталости, его родителям потребуется много времени и усилий на реабилитацию. Ребенок с особенностями требует педагогического подхода, который направлен на развитие навыков социальной адаптации. Дети с легкой степенью отсталости могут с большой вероятностью виться в общество. Главное – это правильно подобранная программа реабилитации и развития.
Благотворительный фонд «Анна Мария» оказывает помощь многим деткам, в том числе – с диагнозом умственная отсталость. Благодаря реабилитации нашим подопечным становится гораздо лучше, у них повышаются показатели интеллекта, они осваивают новые навыки и умения, делают успехи и получают шанс на жизнь.