Обучение детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ – это не простой и длительный процесс, который требует использования новых психолого-педагогических методик. Современная система образования России строится на том, что каждый ребенок, несмотря на его ментальное, физическое или эмоциональное развитие, должен получить надлежащее образование.
Инклюзивное образование
Ограниченные возможности здоровья (далее по тексту – ОВЗ) – это диагноз, который ставится детям по результату медицинской комиссии и наблюдения у педиатра. Диагноз ОВЗ может включать, как незначительные поведенческие или другие нарушения при развитии, так и более серьезные заболевания – например, аутизм, ДЦП и другие.
При диагнозах ОВЗ ребенок имеет проблемы с социальной адаптацией, особенно – с пониманием норм поведения в обществе. Процесс обучения в таких случаях необходимо подбирать индивидуально, учитывая все особенности. Инклюзивное образование – это современный термин, который предполагает равенство людей. Равенство достигается за счет осознания ценности жизни, внутренних или внешних отличий каждого человека.
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ предполагает максимальный уровень включения ребенка с особенностями в классический процесс образования в России. Инклюзивные школы строятся по принципу равенства. Дети могут свободно посещать уроки и внеклассные занятия, тем самым активно развивать свои социальные навыки.
Формы образовательного процесса
Диагноз ОВЗ не равен инвалидности. ОВЗ больше относят к психологической и педагогической терминологии. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи или неспособные правильно выражать свои эмоции могут получить статус ОВЗ в России.
Форма обучения подбирается родителями после завершения начальных классов или на этапе подготовки к школе. Начальное обучение детей с ОВЗ происходит по установленным на законодательном уровне стандартам. По факту завершения начальных классов ребенок проходит повторную комиссию. Специалисты решают, как развивается ребенок, нужно снять или наложить ограничения. После комиссии родители выбирают учебное заведение, в которое он будет зачислен, и каким способом он будет обучаться.
Инклюзивные школы
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ строится на следующем принципе: все дети в школе равны. Ребенок с особенностями будет заниматься на уроках, посещать столовую, школьные праздники совместно с обычными детьми. Найти школу с инклюзивным образованием не просто. Чтобы принимать детей с особенностями, учебное заведение должно соответствовать ряду критериев, которые предусмотрены законодательством:
- наличие педагога со специальным образованием;
- создание специальных условий для обучения;
- покупка подходящих учебных материалов.
Если игнорировать особенности развития, это может привести к проблемам.
Коррекционные школы
Специализированные учебные заведения, которые принимают детей с особенностями, называются коррекционными школами. Их инфраструктура, учебные материалы, квалификация педагогов соответствует требованиям. Современные школы предлагают также коррекционные классы на базе обычной школы. Это классы, в которых собирают детей с ОВЗ, а затем обучают их. При этом дети могут контактировать с обычными школьниками, учась взаимодействию в непринужденной среде.
Обучение на дому
Одна из популярных форм обучения детей с ОВЗ – обучение на дому. К ребенку с нарушениями приходят учителя и работают с ними в домашних условиях. Такая форма обучения не подходит для развития коммуникационных и социальных навыков. Преимущества формы обучения заключаются в том, что ребенок всегда под присмотром родителей, он обучается в своем темпе, а внимание учителя сосредоточено только на нем.
Семейное образование
Одна из популярных форм обучения детей с ОВЗ – самообразование.
В таком случае обучением ребенка занимаются его родители дома. Он не относится ни к одной из школ. Помимо домашнего обучения, в процессе могут использоваться онлайн-платформы. Главная сложность при самостоятельном обучении – факт прохождения аттестации. Ребенок должен сдать экзамены по программе за определенный класс. Если родители не смогли дать ему полную информацию по программе или использовали адаптивные методы учебы, ребенок не пройдет экзамен.
Основные задачи обучения
Для ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный план обучения.
Родители и педагоги ставят следующие задачи:
- психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей;
- улучшение адаптивности ребенка к социальной жизни и обучению;
- профилактика задержек развития, а также развития нежелательных черт;
- создание оптимальных условий для комплексного получения образования;
- развитие личностного, умственного, физического потенциала ребенка.
Задачи обучения детей с ОВЗ могут меняться, в зависимости от медицинских показаний, особенностей характера, поведения ребенка и других факторов.
Психологическое и педагогическое сопровождение
Для развития детей с ОВЗ необходимо держать в штате узкопрофильных специалистов. Ребенок без должного сопровождения не сможет справиться с дефектами.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ заключается в следующем:
- активное участие в обучении дефектологов, психологов, логопедов;
- постоянный анализ уровня эффективности программ обучения;
- разработка внеклассных мероприятий, предназначенных для детей с ОВЗ.
Современные коррекционные учреждения используют инновационные методики обучения детей с ОВЗ. В их число входит: арт-терапия, поведенческая терапия, гимнастические упражнения, изо-терапия. Отдельного внимания стоят телесно ориентированные техники. Это методики обучения с помощью воздействия на тело. Они способствуют расслаблению и позволяют лучше контролировать свои движения.
Психологи рекомендуют использовать СУ-ДЖОК терапию – массаж с применением объектов с разными свойствами. Самый простой метод СУ-ДЖОК терапии заключается в массаже ладоней и стоп через металлические шары, орехи, гладкие камни.
На попечении благотворительного фонда «Анна Мария» находятся детки с разными нарушениями. Они требуют лечения и реабилитации в профильных клиниках – давайте поможем им вместе! Сделайте пожертвование в пользу нашего фонда!