Условия инклюзии
Под условиями инклюзии принято понимать идеи и принципы, на основе которых в России формируется инклюзивная среда, что позволяет тяжелобольным детям успешно адаптироваться в социуме (в физическом, психическом, ментальном виде). Инклюзия может проявляться в разных формах подхода к воспитанию, а также к образованию.
Что такое инклюзия в России
Определение «инклюзия» было заимствовано с английского языка, «inclusion».
В дословном переводе слово означает «включение». То есть, инклюзия – это процесс включения детей с особенностями и тяжелыми заболеваниями в воспитательный и учебный процесс. Основное условие инклюзии сегодня – доступность. Люди с ограниченными возможностями имеют право на равное отношение в обществе, образование, развитие, медицинскую и другую помощь. Система образования должна быть адаптирована под прием детей с особенностями: обустройство инфраструктуры, выбор персонала, наличие учителей и психологов, возможность проведения досуга.
Конвенция о правах инвалидов
Развитием инклюзивного образования для детей занимаются международные организации. В их числе ООН и ЮНЕСКО. В 2006 г. ООН приняла Конвенцию о защите прав инвалидов, которая действует и в России. Документ подписали многие страны, дав обещание, что для людей с ОВЗ будут созданы равные условия для образования и работы.
Формы инклюзивного образования
Современная структура образования может использовать одну из четырех форм инклюзивного обучения детей. Они отличаются друг от друга временем, которое дети проводят со здоровыми сверстниками. Рассмотрим формы такого образования:
- класс с ОВЗ, который территориально находится в обычной школе – больные дети могут посещать занятия в заведении, где для них обустроен только один класс для занятий, остальные группы созданы для обычных детей;
- полная форма образования – больной ребенок учится в обычной школе и классе, посещает все занятия и мероприятия вместе с другими учениками;
- частичная форма образования – больной ребенок находится в школе реже, чем в случае со стандартным обучением, 50/50 занимается дома и в школе;
- точечная форма образования, при которой больной ребенок не посещает обычные уроки, он приходит только на внеклассные занятия с целью социализации.
Кроме указанных выше форм родители могут заниматься обучением ребенка и самостоятельно. Недостаток такого подхода – отсутствие социализации у малыша.
Преимущества инклюзивного образования
Условия инклюзии достигаются совместными усилиями пациента, его родителей, врачей, учителей. Преимущества инклюзии в том, что она помогает развиваться не только тяжелобольным детям, но и обычным (здоровым) детям, а также влияют на:
- развитие функциональных навыков у тяжелобольных детей;
- улучшение моторных, речевых и когнитивных функций ребенка;
- развитие социальных навыков – как для обычных, так и для больных детей;
- принятие индивидуальных особенностей человека и его ценностей.
Врачи, учителя и прочие педагоги, которые работают с тяжелобольными детьми, получают возможность улучшить методы обучения и непосредственно сами развиваются.
Условия инклюзии в России
Условия инклюзии ориентируются на ее принципах. Концепция подразумевает, что человек с ограниченными возможностями имеет равные права, обязанности и возможности перед социумом. Ценность жизни не определяется здоровьем и функциями отдельных органов. В любом учебном заведении тяжелобольной ребенок должен получать комплексное развитие способностей, правильное воспитание, понятное обучение.
Рассмотрим общие принципы инклюзии в России:
- толерантность – врачи и персонал одинаково относятся ко всем детям, не различая их, учат их понимать и принимать особенности друг друга;
- правильный подход к социальному взаимодействию – педагоги отвечают за развитие у ребенка коммуникативных навыков, а также умение работать в коллективе;
- составление индивидуальных программ обучения – программы должны быть разработаны под особенности детей, уровень их знаний и понимания;
- поддержка детей – на физическом, психологическом и ментальном уровне.
Детский сад
Инклюзивный детский сад подразумевают создание места для обучения детей с разным уровнем. Обязательным условием является подготовка инфраструктуры:
- наличие пандусов, которые обеспечат беспрепятственный доступ в класс;
- специальные комнаты для проведения учебных и коррекционных занятий;
- соблюдение климата в помещении – температуры воздуха и прочее;
- возможность обеспечить естественное, а не искусственное освещение;
- использование учебного материала, который подходит для больных детей;
- выбор и установка безопасной мебели, предметов интерьера в помещении;
- наличие комнаты для работы с психологом, психиатром, психотерапевтом.
Чтобы детский сад соответствовал условиям инклюзии, необходимо также позаботиться о выборе персонала. Команда должна включать не только воспитателей и руководителей. В штате обязательно наличие логопеда, психолога, дефектолога. Также возможен наем на работу специалистов узкого профиля. Педагоги детского сада должны тесно взаимодействовать с родителями. Если ребенок с ДЦП или аутизмом не будет получать правильного воспитания в семье, педагоги в детском саду не смогут ему помочь.
Школы для детей
Условия инклюзии реализуются не только в дошкольных учреждениях. Перед поступлением в школу родители больного ребенка должны подобрать заведение, которое специализируется на обучении детей с особенностями. В инклюзивной школе обязательно должны работать социальные работники. Они помогают наладить связь между детьми, совместными усилиями воспитывать и обучать ребенка. Условия инклюзии в школе:
- наличие необходимой инфраструктуры – пандусы, специализированные классы развития, учебные и развивающие материалы;
- индивидуальные программы обучения – они должны быть разработаны с учетом особенностей и на уровне возможностей больных детей;
- внедрение методов для и снятия психологического напряжения, тревожности и т.д. у детей во время уроков, а также внеклассных мероприятий.
Внимание! Если дети с тяжелыми заболеваниями обучаются в смешанном классе, ответственность педагогов растет. На них ложится обязательство научить здоровых детей принимать особенности друг друга, учиться взаимодействовать, дружить и общаться.
Задайте вопрос