Методы воспитания детей
Методы воспитания детей – это процесс (теоретический и практический), целью которого является факт формирования здоровой психики, а также эмоционально здорового интеллекта ребенка. Метод воспитания выбирают родители в раннем возрасте и используют его для формирования нравственных, духовных ценностей, прочее.
Что такое воспитательный процесс
Воспитание ребенка – это процесс формирования его личности. Чтобы в будущем ребенок мог адаптироваться к жизни в социуме, имел базовые навыки для работы, его требуется обучить. Воспитательный процесс базируется на трех инструментах:
- наказание за плохие поступки;
- поощрение хороших поступков;
- демонстрация личного примера.
Многие дети, особенно в возрасте от 5 до 10 лет, учатся взаимодействовать с окружающим миром, другими людьми через образ родителя. Например, если родитель ведет себя агрессивно, злоупотребляет вредными привычками, не развивается, не работает, то ребенок в большинстве случаев будет следовать его примеру.
Основные методы воспитания детей
Все существующие в России методы воспитания детей не универсальны.
Каждая семья самостоятельно выбирает, какой метод применять для развития ребенка. Наиболее популярная классификация включает четыре типа коммуникации.
Авторитарный метод. Суть авторитарного метода воспитания – в жестком (строгом) отношении родителей к ребенку. Он основывается на системе наказаний за любой проступок, неповиновение, отклонение от нормы. Его недостаток в том, что родители подавляют личностное развитие детей, мешают учиться на своих ошибках, умышленно занижают самооценку. Из плюсов – развитие дисциплины с ранних лет.
Демократический метод. На сегодняшний день один из самых популярных и «бережных» методов воспитания детей. Демократия в семье предполагает факт равноправия между всеми членами. Родители прислушиваются к мнению ребенка, его желаниям, обсуждают важные вопросы. Система наказаний минимальна и допускает наказание только при серьезных проступках. Преимущество данного метода воспитания в том, что ребенок развивается личностно, у него появляется здоровая самооценка. Из минусов можно выделить плохую адаптацию ребенка к строгим правилам вне дома.
Разрешающий метод. Разрешающий метод начал набирать популярность у молодых, современных, прогрессивных родителей. По их мнению, следует разрешать ребенку проявлять себя в любом возрасте и в любой форме. Система наказания при этом отсутствует. У данного подхода больше недостатков, чем преимуществ. Так, ребенок перестает уважать взрослых людей, игнорирует правила поведения, не прислушивается к замечаниям. Он может устраивать истерики, чтобы получить желаемое. При таком воспитании есть и преимущество – малыш растет творческой и независимой личностью.
Авторитетный метод. Последний метод воспитания детей основывается на создании справедливой системы наказаний и поощрений. Родитель является авторитетом, и его априори необходимо слушаться. Строгие правила в семье справедливы и одинаковы для каждого члена. Преимущество такого стиля в развитии дисциплины, без угнетения личности детей. Если перейти границу с навязыванием собственного мнения, можно «подавить» индивидуальность ребенка. В будущем он не сможет самостоятельно выражать мнение, останется зависим от родителей – не произойдет здоровой сепарации.
Внимание! Чтобы достичь желаемого результата, психологи рекомендуют комбинировать два метода воспитания детей – это демократический и авторитетный. В процесс воспитания важно не только установить рамки, законы и правила, но и дать ребенку в любой возрасте пространство для личного и самостоятельного развития.
Прогрессивные методы воспитания детей
Методы воспитания детей базируются не только на том, чтобы приучить малыша к социальным нормам и правилам. Они объединяют умственное развитие, физическое развитие, психологическую поддержку, развитие творческих способностей, прочее.
Педагогика Шалвы Амонашвили
Прогрессивным методом воспитания принято считать педагогические идеи профессора Шалвы Амонашвили, которые базируются на гуманном подходе. Она предлагает пересмотреть отношения взрослых и детей. Воспитание должно строиться на доверии, сотрудничестве, без принуждения. Если ребенку не интересно, то заставлять его – это ломать детскую психику. Используя метод Шалвы Амонашвили, можно вырастить здоровую личность, у которой будут крепкие уважительные отношения с родителями.
Система Масару Ибуки
Масару Ибуки является главой корпорации Sony и, по совместительству, отцом тяжелобольного ребенка. В связи с этим он написал и выпустил книгу, которая описывает новый подход в воспитании детей. По системе Масару Ибуки, первые три года жизни малыш лучше всего понимает, воспринимает, усваивает новую информацию.
Принято считать, что у него еще не сформировалось понятие сложных или легких задач. Поэтому его следует обучать на академическом уровне. В воспитании важно придерживаться методов системы поощрений и наказаний. Образ жизни маленького ребенка следует «построить» по графику, включая ежедневное обучение, физическое и духовное развитие. Единственный минус – применение физических наказаний.
Во многих странах метод Масару Ибуки начинают внедрять в детских садах.
Методика Жан Ледлофф
Книга Жан Ледлофф «Как вырастить счастливого ребенка» описывает методику воспитания, основанную на системе, которая когда-то использовалась в племенах индейцев. Данный подход основывается на максимальной свободе развития для малыша. Например, Жан Ледлофф утверждает, что ребенка нужно кормить без использования расписания, только по желанию. Когда он не спит, должен всегда находиться с матерью, участвовать в ее делах, процессах. Это приводит к его ранней социализации и обучению. Нельзя оценивать личность ребенка, а критиковать можно исключительно его поступки.
Педагогические методы
Многие детские сады и школы в России начинают внедрять современные методы воспитания детей и/или их комбинацию. Однако есть и те учебные заведения, которые базируются на старых нормах: убеждение, поощрение, наказание, упражнение, пример.
Если с методами убеждения, поощрения и наказания все понятно, то упражнение и пример могут вызывать ряд вопросов в обществе. Метод упражнения – это систематическая работа с ребенком над разными задачами. Здесь могут решаться, «закрываться» социальные и/или развивающие задачи. Например, воспитатель устраивает субботники и прививает детям мысль, что об экологии необходимо заботиться. Метод примера – это демонстрация родителем или педагогом норм поведения и общения.