Спонсор
Спонсор – это физическое и/или юридическое лицо, которое берет на себя ответственность за факт финансирования других людей, группы лиц, проектов, компаний, мероприятий и прочее. Спонсорство позволяет благотворительным фондам, НКО и прочим организациям получать деньги, взамен на рекламу услуги, работу.
Что такое спонсорство в России
Определение «спонсор» берет свое начало из латинского языка и дословно переводится, как «гарантирую», «ручаюсь», «даю обещание». Современный процесс спонсорства имеет место в малом, среднем и крупном бизнесе в виде эффективного инструмента PR-менеджмента. Спонсор не является благотворителем, хотя и ведет схожую с ним деятельность. Спонсорство предполагает факт выгоды для всех сторон.
История развития спонсорства
В последние годы общественные деятели, предприниматели, бизнесмены и политики становятся спонсорами. Но форма денежной поддержки в обмен на рекламу была известна еще в древние времена. Первые спонсоры появлялись 2,5 тыс. лет назад. Таковыми считали зажиточных людей, которые проживали еще в V ст. до н.э.
Первые проекты спонсорства были официально введены в системе правления Древней Греции. Тогда эта сфера благотворительности была сопоставима с процессом налогообложения. Налоги, которые удавалось собрать, перенаправлялись государством на социальные мероприятия. Культура Древней Греции развивалась на налогах – так, многие граждане считали за честь добровольно выплачивать налог и повышать развитие страны.
Следующий виток развития спонсорства пришелся на 264 г. до н. э., когда получили распространение бои гладиаторов. Богатые люди финансировали бойцов и, таким образом, рекламировали бои. Считалось, что так спонсор показывает свою власть и богатство. С началом эпохи Возрождения спонсоров становилось все больше. Финансирование направлялось не только на развлечения, но и на развитие других сфер – медицины, искусства, науки, образования, литературы. Главы стран брали под опеку молодых и талантливых певцов, художников, артистов, а также открывали разные школы.
Что было дальше
Первой компанией, которая получила спонсорскую поддержку в наше время, стал бренд керамики Wedgwood. Его деятельность спонсировала сама королева Англии. Это произошло в 1760-хх гг. и положило начало развитию нового витка спонсорства, как современного инструмента рекламы и сферы благотворительности в мире.
Другой этап развития спонсорства связан с созданием торговых карточек. Они были внедрены табачными компаниями в 1875 г. Вкладыши прикладывали к разным товарам. Они помогали привлекать новых клиентов и указывали месторасположение магазинов с продукцией. В это же время начало развиваться спортивное спонсорство. Компании быстро поняли, что знаменитые спортсмены, нося на своей форме их бренд, могут привлечь больше общественного внимания к товарам, чем обычная реклама.
Виды спонсоров в России и в мире
Современных спонсоров принято классифицировать на несколько видов. Разделение происходит по принципу, какие финансовые вложения делает спонсор, а также какие инструменты для продвижения используются. Выделяют виды спонсоров:
- титульный спонсор – обычно он покрывает 100% стоимости мероприятия, выступает единственным спонсором и никого не берет «в долю»;
- генеральный спонсор – предлагает финансирование до 50% стоимости мероприятия и часто кооперирует свои усилия с другими спонсорами;
- официальный спонсор – вкладывает до 25% от стоимости мероприятия, в этом случае статус всех официальных спонсоров находится на одном уровне;
- информационный спонсор – спонсор, не финансирующий мероприятия, а предлагающий бесплатные услуги для продвижения и рекламы, обычно это СМИ;
- бартерный спонсор – предлагает свои услуги, работу или товары от лица компании взамен за размещение баннеров бренда на конкретном мероприятии;
- спонсор-участник – предлагают не более 10% финансирования для мероприятия, при этом он выступает на равных правах с другими участниками благотворительной инициативы (особо популярный вид спонсорства в спорте).
Внимание! Каждый вид спонсора получает рекламу на мероприятии. Длительность и количество рекламы может изменяться и зависит от объема финансирования.
Цели деятельности спонсоров
Финансируя благотворительный проект (акцию, программу), спонсор при этом получает личную выгоду. Рассмотрим основные цели спонсорства в России. Сегодня это: повышение узнаваемости компании среди обычных людей, привлечение молодых специалистов на работу – спонсорство может выступать инструментом HR, формирование положительного имиджа юридического лица, а также создание ассоциации между брендом и видом мероприятий (например, бренд = спорт, бренд = благотворительность).
Отдельной целью является повышение продаж и продвижение бренда среди конкурентов на рынке. Нередко спонсоры на мероприятиях просят рекламировать не их компанию, в целом, а определенный товар, линейку продукции, услугу, работу и прочее.
Формы спонсорской помощи
Спонсор может предлагать разную по своей форме помощь, в том числе:
- финансовая поддержка – передача суммы средств (в пользу организации);
- информационная поддержка – распространение информационных материалов в СМИ, интернете, социальных сетях о проведении мероприятия;
- поставка продуктов питания – спонсор поставляет свои товары, они могут использоваться в качестве призов и/или для внутреннего использования участниками;
- инфраструктурная инициативная поддержка – предоставление спонсором инфраструктурных объектов для того, чтобы организовывать мероприятия;
- оказание профессиональных услуг – предоставление помощи в решении узкоспециализированных вопросов (например, помощь в ведении бухгалтерии, предоставление медицинских сотрудников на мероприятие, услуги психолога);
- помощь в организации – подготовка программы мероприятия, предоставление бесплатной рабочей силы, участие в других процессах и этапах.
Внимание! Иногда спонсор может оказывать одновременную поддержку в разных формах. Это заранее оговаривается в контракте, который заключают стороны.
Преимущества спонсорства сегодня
Спонсор, занимаясь финансированием проектов, получает много преимуществ.
Они выражаются в рекламной кампании, привлечении общественного внимания, повышении репутации. Если спонсор участвует в благотворительных проектах, доверие граждан возрастает. Благотворительные фонды, которые поддерживаются спонсорами, получают преимущество в виде финансирования. Так, без спонсоров многие мероприятия просто невозможно провести. Для этого у общественных организаций не хватает ресурса.