Детское воспитание
Детское воспитание – это процесс воздействия на ребенка (его психику, сознание, подсознание) для формирования устойчивых принципов, создания личности, адаптации к нормальной жизни в социуме в будущем. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным, послушным, счастливым. И, чтобы достичь этой цели, он использует разные методы воспитания детей. Но далеко не все уроки могут принести пользу. В материале мы рассмотрим основные методы, по которым происходит воспитание детей в России.
Схема Марии Монтессори
Это довольно популярный метод детского воспитания, известный с XX ст.
Изначально система была разработана для больных детей, но затем ее адаптировали под здоровых детей. Суть в том, что центральное место в процессе воспитания занимает ребенок. Он наделен правом выбора – то есть, может делать то, что хочет, самостоятельно принимать решения, но главное – нести за них ответственность.
Чтобы увеличить спектр знаний, родители создают под него комфортную среду обучения – отвечают за организацию занятий по чтению, письму, математики, прочее. Особенностью метода является индивидуальный подход и свобода выбора. По мнению авторов, в будущем это делает ребенка добрым, самостоятельным, дисциплинированным.
Школа Рудольфа Штайнера
Школа Рудольфа Штайнера была создана в то же время, что и предыдущий метод детского воспитания. Ее автор – разработчик течения антропософия, всегда оставался на стороне творчества, культуры, искусства. Он придерживался двух принципов:
- воспитание детей, которое не должно опережать возраст;
- подражание взрослому поведению с помощью разных игр.
Автор придерживался мысли, что у ребенка не следует «забирать» детство – он должен насладиться этим временем. Согласно методике, любые интеллектуальные игры должны начинаться не раньше, чем в 7 лет. До этого – период творческого самопознания, возможность заниматься танцами, живописью, пением, прочее. Необходимо строго ограничить временные рамки нахождения ребенка за техникой – телефон, телевизор. Эти устройства негативно влияют на детское развитие. Данный метод подвержен критике за то, что обучение детей начинается поздно, искусственно создаются тепличные условия.
Карточки Гленна Домана
Гленн Доман – это врач из США, который занимался нейронной физиологией детей и взрослых. Во время работы он создал метод реабилитации детей, которые имеют заболевания ЦНС – он позволил улучшить уровень развития из интеллекта. Затем, как и в предыдущих случаях, метод был адаптирован под процесс развития здоровых детей.
Гленн Доман считал, что физическое и психоэмоциональное развитие ребенка находится во взаимной связи. С раннего возраста ребенка не нужно ограничивать в движениях и желаниях, так как это может негативно сказаться на социализации. С полугода желательно начинать обучения с карточек, их Гленн Доман также разработал. Карточки имеют крупную форму, белый цвет, на них нанесены красные точки в разном количестве для того, чтобы обучить ребенка счету. Позже в коллекцию можно добавить карточки с изображениями животных, растений, насекомых, людей и другие картинки.
Метод Сесиль Лупан
Автор метода пошла дальше в своих исследованиях и усовершенствовала метод, который был предложен Гленном Доманом, используя практические навыки детского воспитания. Женщина сделала акцент на персональном подходе к каждому ребенку.
В результате вариации карточек были расширены – она добавила туда элементы, которые касаются слухового, зрительного и тактильного восприятия. Например, если ребенок хочет не только рассматривать, но и трогать картинки, он может себе это позволить. Если он хочет реагировать на звуки, карточки могут их издавать при условии, что до них дотрагиваются. В систему также добавили знания из школьных предметов – это биология, география, математика. Особое внимание было уделено плаванию.
Единственный минус данного варианта – рядом с ребенком во время его игр и обучения должен находиться родитель (взрослый человек), сам он не справится.
Схема Масару Ибуки
Масару Ибаки написал произведение «После трех уже поздно». Его сын долго и тяжело болел, и он опубликовал произведение, в котором дает ключевой акцент – интеллект ребенка формируется до трех лет. Чтобы получить результат, за три года необходимо вложить в него по максимальное количество навыков, умений и прочее.
Масару Ибаки рекомендует делать акцент на обучении музыке и языкам, которые развивают головной мозг. Он считает, что ребенок не может отличить понятия «легко» и «сложно». А потому ему можно давать более сложную информацию. Его внимание и фантазию ничего не ограничивает, поэтому нужно с ней работать.
При этом нужно не забывать о физическом развитии и работать над ним.
Метод Жана Ледлоффа
Данный метод был основан на особенностях жизни детей из племени екуана (Венесуэла). В результате автор даже написала книгу «Как сделать ребенка счастливым».
Тема неоднозначная, так как он опровергает принципы детского воспитания в России и странах Европы, и базируется на следующих правилах:
- период «ручного» воспитания продолжается, сколько этого требует малыш;
- он принимает участие во всех занятиях с мамой, что положительно влияет на сам процесс, а также на скорость его социализации;
- принимать пищу ребенок должен, когда хочет, а не по времени;
- мама дает свободу выбора и действий своим детям;
- здесь принято разрешать оценивать самого ребенка, не только его поступки.
Данный подход приводил к тому, что дети из племени почти не плакали, росли радостными и счастливыми, а во взрослой жизни ни в чем не обвиняли родителей. Сегодня он претерпел изменения, но успешно внедрен в систему воспитания.
Чтение Николая Зайцева
Научить малыша читать в три-четыре года поможет метод Николая Зайцева.
Николай Зайцев создал и внедрил комплекс для детского воспитания. Комплекс состоит из кубиков, на которых нанесены склады. Это гласные и согласные буквы. Все кубики имеют разный вес, цвет и размер, исходя из от того, что на них нарисовано и как они звучат. Во время игры с кубиками ребенок может комбинировать их, складывать в башни, делать паровозики и другие фигуры. При этом он смотрит на них и изучает. Николай Зайцев считал, что при регулярных занятиях уже спустя несколько недель малыш начнет без проблем читать свои первые слова, и будет развивать навык.