Современный благотворитель
Современный благотворитель – гражданин РФ, физическое и/или юридическое лицо, добровольно передающее собственные финансовые средства, деньги, инвестиции, знания, умения, время, другие ресурсы в пользу конкретного лица, группы лиц или благотворительного фонда. По сути, это любой человек, который оказывает помощь, делает пожертвование, помогает другим, регулярно принимает участие в сборе средств.
Кто такой благотворитель в России
Ситуация благотворительности в России меняется в лучшую сторону.
В 2024-2025 гг. все больше людей стали заниматься благотворительностью, но фокус помощи несколько сместился – с системной помощи на целевую адресную помощь.
- Адресная помощь – это помощь, целью которой является разовое (срочное) решение одной проблемы. Проблема касается только одного человека, получателя. В качестве примера – фонд собирает деньги на помощь в оплате лечения больного ребенка.
- Системная помощь – это поддержка большего числа людей (не одного), решение проблемы в долгосрочной перспективе, на уровне государственной поддержки. При системной помощи можно наладить процесс благотворительности во всех сферах.
До 65% современных благотворителей жертвуют деньги через НКО – этот процесс проще, быстрее и безопаснее. Кроме сборов, они участвуют в акциях, инициативах, мероприятиях. Оставшиеся 35% лиц передают деньги напрямую. К этой категории относятся бизнесмены, занимающиеся корпоративной благотворительностью.
Как выглядит современный благотворитель
Хотя бы раз в жизни благотворительностью занимались 9 из 10 россиян. За 2024 г. минимум одно пожертвование сделали 81% людей. На основании этого эксперты создали портрет современного благотворителя. Наиболее активно деньги жертвуют лица в трудоспособном возрасте, от 30 до 55 лет. Для респондентов старше 60 лет процент пожертвований составляет лишь 33%. При этом почти все благотворители имеют высшее образование и работу, однако сумма помощи не зависит от размера заработной платы. Жертвователем обычно выступает женщина, а не мужчина в более развитых регионах страны: Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодар. Благотворитель по своему усмотрению может выбрать тип, вид, форму, время, цель и порядок пожертвований.
Как выбрать сферу помощи для благотворителя
В список к классическим методам благотворительности в России относят и менее популярные темы, которые приобретают популярность. Рассмотрим самые основные:
- помощь категориям населения, которые относятся к социальным уязвимым;
- пожертвования в пользу тяжелобольных детей, чаще всего – покупка медикаментов, оплата дорогих операций, прохождение курса лечения, реабилитации;
- поддержка нуждающимся: бедным, инвалидам, мигрантам, беженцам и т.д.;
- защита бездомным животных, строительство приютов, поддержка фауны;
- помощь в сфере медицины и здравоохранения, финансирование, ремонт больниц, обеспечение интернатов, детских домов, отделений паллиативной помощи;
- экологические инициативы – борьба с отходами, переработка мусора;
- помощь другим сферам деятельности – наука, культура, образование.
В 50% случаев мотивацией для современного благотворителя является желание решить конкретную проблему в частном и/или в общем порядке. Еще 30% людей ориентируются на мнение социума – если вопрос популярен, им занимаются, вкладывают деньги, становятся филантропами. Среди вторичных причин выделяют: высокий уровень дохода, личный опыт (преимущественно негативный), внешнее «давление», религия. Самый распространенный вариант – милостыня. Ее «подает» каждый четвертый человек.
На данный момент помощь необходима в разных сферах. Так, на начало 2025 г. в России проживает почти 7,5 млн. детей, которые в той или иной мере нуждаются в социальной поддержке. До 440 тыс. детей имеют статус сирот, живут без родителей, опекунов, прочее. У 11 млн. людей есть инвалидность (в том числе, взрослых). У 1 млн. россиян диагностирован ВИЧ и/или СПИД. Ежедневно в приюты поступают сотни бездомных животных, это не говоря уже о государственных социальных проблемах.
Статистика благотворительности в денежном выражении
По данным Минэкономики, всего на 2025 г. в России зарегистрировано 130,5 тыс. организаций с социальным профилем работы, включая благотворительные фонды. Объем пожертвований от современных благотворителей увеличился в 3,5 раза.
Компании в России по итогам 2024 г. увеличили объем пожертвований на 10 млрд. рублей. Они специализируются на таких направлениях, как научные и исследовательские работы, повышение уровня образования, медицина, спорт, культура, прочее.
Среднегодовая сумма благотворительности от физических лиц варьируется в пределах 350-380 млрд. рублей. Крупные доноры обеспечивают до 30% потребностей рынка. Средняя сумма обычного пожертвования составляет 550-700 рублей.
Перечень популярных вариантов участия в благотворительности: инвестиции, пожертвования, участие в сборе средств, передача вещей (одежда, наборы с продуктами питания, лекарства), ящики-копилки и отправка сообщений с телефона.
Какая выгода от современной благотворительности?
Выгоду от благотворительности получает не только тот человек, кому помогают, но и сам благотворитель. Благотворитель в современности социально активен и благодаря пожертвованиям делает свою жизнь лучше. Научно доказано, что у него:
- улучшается работа мозга, других органов и систем;
- усиливается энергетика, снижается склонность к депрессии;
- воспитывается сила воли и благодарности;
- регулярно присутствует чувство удовлетворения жизнью;
- возникает уверенность в себе, активная социализация.
Благотворительность также помогает бизнесу. Для компаний – это способ заявить о себе, своей позиции, репутации, ценностях. Таким образом, предприниматели успешно расширяют охват аудитории, стимулируют продажи, увеличивают число потенциальных клиентов, повышают их лояльность, взаимодействие и заинтересованность.
На что обращать внимание при выборе фонда
Некоторые современные благотворители имеют негативный опыт НКО, поэтому нужно внимательно выбрать благотворительный фонд, с которым вы будете работать в перспективе. Здесь мы рекомендуем учитывать факторы социальной составляющей: длительность работы, репутацию, число отзывов, число закрытых сборов, отчетность.
У любого современного благотворителя пожертвования должны входить в список обязательных расходов на месяц. Сегодня этот процесс приравнивается к факту приема пищи, занятиям спортом, другими положительными делами. Если вы хотите заниматься благотворительностью, начните делать это вместе с командой фонда «Анна Мария»!
Задайте вопрос