Классификация благотворительной помощи
Классификация благотворительной помощи
Благотворительные фонды, работающие на территории России, преимущественно оказывают помощь по тем направлениям, которые являются не профильными для правительства. Мы предлагаем поговорить о наиболее популярных из них.
Благотворительная помощь в России
Культура и искусство. Выделение финансовой помощи (разовой, на постоянной основе) с целью работы театров, музеев, галерей, других мест культуры и искусства.
Наука. Большую роль здесь играет поддержка в развитии российской науки. Сюда следует отнести разработку новых и усовершенствование старых технологий, инновационные исследования, поиск перспективных идей, организация и проведение конференций, помощь в повышение квалификации молодых специалистов и т.д.
Церковь. Благотворительные фонды предпочитают вкладывать средства в строительство, реконструкцию и ремонт церквей, храмов, монастырей, а также оказывают другую материальную помощь в пользу церковной деятельности.
Образование. Поддержка со стороны волонтеров идет как в сторону студентов, так и в сторону молодых специалистов. НКО оплачивают гранты, стажировки за рубежом, курсы повышения квалификации, покупку дорогого материала для обучения.
Охрана окружающей среды. Охрана природы в России предполагает выделение денежных средств на поддержку жизни видов флоры и фауны, которые исчезают.
Спорт. В сфере спортивной деятельности происходит финансирование тренировок и соревнований, закупка инвентаря, оплата иных расходов по аренде и услугам тренеров.
СМИ. Поддержка работы представителей средств массовой информации подразумевает процесс выделения грантов в пользу региональных пресс-служб.
Благотворительность в России: что изменилось
С начала XXI ст. тема благотворительности в России стала актуальной. Список возможностей благотворительных фондов расширился, они стали специализироваться на разных видах деятельности. В том числе, медицинское направление, поддержка научных проектов и разработок, помощь семьям военных, финансирование работы детских домов.
Некоторые НКО выбирают направление по лечению и реабилитации людей, зависимых от алкоголя или наркотиков, работу с бездомными детьми, детьми-сиротами, пожилыми пенсионерами, а также борьбу с последствиями эпидемии COVID-19.
Благотворительностью стали заниматься не только благотворительные фонды, но и коммерческие фирмы – именно они ввели такое понятие, как «фандрайзинг»:
- 50% с этих денег идет на помощь детям, 10% – инвалидам;
- около 15% средств поступает в поддержку пенсионеров;
- каждым пятым попечителем является участник боевых действий;
- многодетным семьям выделяют около 5% денежных средств;
- с большим отрывом в этом рейтинге идут бюджетники.
Статистика зависит от категории благотворителей, их места проживания. Многие предприятия предпочитают вкладывать деньги в сферу спорта, образования и здравоохранения, а также с особым энтузиазмом поддерживают сферу науки и культуры.
Приоритетные формы благотворительности в России
На уровне среднего и большого бизнеса благотворительность принимает форму предоставления товара (продукции), услуг, работ. Около 30% компаний предпочитают перевод денег, еще 20% оплачивают счета расходов, предоставляемые волонтерами. Большое «поле» деятельности занимают бесплатные консультации, информационный вид поддержки, обеспечение расходными материалами, оборудованием и т.д.
Процент поддержания персоналом благотворительных начинаний руководителя не большой – до 5%. Порядка 20% юридических лиц занимаются благотворительностью на регулярных началах, остальные предпочитают ее разовый характер. Финансовая помощь «из рук в руки» превалирует в 75% случаях. Остальные благотворители предпочитают использовать помощь посредников (органы защиты, администрацию города и т.д.).
Эндаумент-фонды и фандрайзинг
Эндаумент-фонды – это новый вид благотворительной помощи, который подразумевает использование фондов ресурсного капитала, деньги из которого выделяются на поддержку работы заведений в сфере образования (целевые программы).
Данная модель благотворительности получила широкое распространение в Европе, но в России она только начинает зарождаться. В 2006 году идею одобрил Владимир Путин. Сейчас рассматривается возможность приватизации ВУЗов на территории России с их последующим переводом на автономную форму работы (Москва, Санкт-Петербург).
Эндаумент-фонды представляют собой долгосрочный маркетинговый инструмент. К примеру, легкие или краткосрочные задачи лучше решать с помощью фандрайзинга (ремонт мелкой бытовой техники в ВУЗах, обеспечение покупки билетов педагогам).
Фандрайзинг – это привлечение средств от спонсоров для реализации ряда проектов. Фандрайзинг начал развиваться в США еще в XX ст. – тогда американцами была разработана уникальная модель получения льгот и поощрений спонсоров, вне зависимости от их организационно-правовой формы (коммерческой, некоммерческой). По состоянию на 2020 год около 50 млн. жителей США занимаются благотворительностью в данной области, предоставляя свои ресурсы (деньги, время, навыки и умения).
В число доноров входят:
- правительственные агентства (45%);
- частные финансовые вложения (30%);
- общественные организации (20%);
- другое (5%).
Если говорить об устраиваемых конкурсах, то 40% из них финансируется американскими инвесторами, процент российских вкладчиков не так велик.
Фандрайзинг может быть внутренним и внешним.
Внутренний фандрайзинг предполагает поиск финансирования с помощью непосредственно самими сотрудниками организации. При внешнем фандрайзинге эту функцию берут на себя профессионалы, сторонние специалисты.
Большую часть бизнес идей составляют действия в науке – спонсоры видят перспективу развития такой отрасли. Конкурсы проводятся на уровне системы образования, гражданского общества и журналистики (в том числе, СМИ).