Полезная информация для благотворительных фондов: где искать профессионального фандрайзера
Полезная информация для благотворительных фондов: где искать профессионального фандрайзера
Один из главных вопросов, который представители благотворительных фондов задают в процессе работы, – где найти опытного фандрайзера? Мы постараемся ответить на этот вопрос в условиях создания инструментов маркетинга и привлечения средств.
Фандрайзер: кто это такой
Крупные благотворительные фонды имеют в своем штате специалистов, которые работают с частными лицами, предпринимателями, занимаются аналитикой и т.д. Но у большинства НКО бюджет ограничен, поэтому фандрайзеров они привлекают от сторонних компаний. Фандрайзер выполняет следующий ряд функций:
- привлечение и размещение свободных денежных средств;
- подготовка и приведение презентация в сегменте бизнеса;
- разработка благотворительных акций совместно с бизнесом;
- поддержание активной CRM-базы, организация рассылок;
- реализация стратегии фандрайзинга (краткосрочной, долгосрочной).
Фандрайзер выполнят ряд второстепенных задач. Он мотивирует волонтеров на сбор денежных средств, внедряет способы работы с корпоративными клиентами, подает заявки на гранты, заполняет отчетность, разрабатывает макеты для писем, договоров и т.д.
Важно! Набор функций зависит от того, какая стратегия была выбрана НКО. Например, если вы проработали в сфере благотворительности менее года, не стоит вкладывать свои усилия во фандрайзинг, лучше обратить внимание на онлайн кампании.
Навыки фандрайзера
Социализация. Волонтеры, занятые в сфере благотворительности, обладают навыками коммуникации, легко вступают в разговор, поддерживают связь с другими людьми. Важно, чтобы фандрайзер мог четко излагать мысль, убедить оппонента в своей правоте, построить долгосрочные отношения с донорами.
Лидерские качества. В благотворительности фандрайзер должен управлять людьми, уметь организовать процесс, побуждать волонтеров к работе (в том числе, через финансовый стимул). Для этого нужна мотивация, а также проявление лидерских качеств.
Ценности благотворительности. Чтобы привлекать средства, необходимо быть приверженцем своей работы, разделять все ценности благотворительного фонда. Необходимо использовать креатив, чтобы по максимуму привлечь внимание благотворителей – использовать инструменты живого общения, публиковать интересную информацию, придумывать интересные благотворительные акции, проекты, мероприятия.
Ориентация на результат. Фандрайзер должен уметь достигать целей, которые были поставлены ранее. Приветствуется навыки преобразовывать проблемы в задачи, а затем выполнять их так, чтобы они были эффективными и приносили результат.
Реализация потребностей доноров. В разрезе работы благотворительного фонда фандрайзер должен уметь понимать потребности целевой аудитории, предлагать разные варианты сбора средств. Кроме того, начинать путь в благотворительности стоит не только от потребностей организации, но и от потребностей заинтересованного донора.
Активное отношение к жизни. Без стремления к работе и быстрому завершению проекта благотворительность не даст результата. Фандрайзер должен искать инструменты для этого, привлекать свободные средства, быть внимательным к деталям и т.д.
Какими качествами должен обладать фандрайзер
На фандрайзера возлагается масса обязанностей. Рассмотрим их более подробно:
- Организация и проведение презентаций. Презентации (как устная, так и письменная) должны быть профессионально составлены: выделена проблема и пути ее решения, а также предложения об участии в благотворительных акциях.
- Проведение переговоров. Человек, задействованный в благотворительности, часто участвует в переговорах, умеет выстраивать логику встреч, поставить себя на место других, проявит гибкость, может понять и решить задачи попечителей НКО.
- Публичные выступления. Обычно фандрайзер представляет интересы благотворительного фонда на публичных мероприятиях, активно общается с аудиторией. Он предают основную мысль проекта – от его слов зависит эффективность работы.
- Планирование и стратегия. В сфере благотворительности важно ставить краткосрочные и долгосрочные цели – фандрайзинг должен быть системным, а не ситуационным. Каждое действие должно планироваться и программироваться на успех.
- Менеджмент. Фандрайзер должен быть профессиональным менеджером, так как при составлении плана работы необходимо прописать задачи, график их выполнения, ожидаемый результат. Также стоит утвердить бюджет проекта, форму отчетности.
Важно! Особую роль в благотворительности играет процесс исследования рынка. Оценка среды позволяет выявить потенциальных доноров, привлечь их внимание, изучить особенности социальной политики. Уже затем актуален вопрос привлечения инвестиций.
Как оплачивать работу фандрайзера
По мнению экспертов в сфере благотворительности за свою работу фандрайзер должен получать достойную зарплату, однако проблемы возникают и на этом уровне.
У клиентов может возникнуть мнение, что 100% денежных средств идут исключительно на пожертвования, это не так. До 20% денег, которые привлекаются путем благотворительности, идут на административные траты – к этому стоит привыкнуть.
Важно! Поиски профессионального фандрайзера – процесс трудный и долгий. Не так легко найти человека, обладающего качествами, которые были перечислены выше.
Процесс обучения фандрайзингу проходит по-разному:
- непрерывный найм – размещение вакансии по поиску сотрудника на долгосрочную перспективу, полную занятость в сфере благотворительности;
- стажировка – в случае стажировки фандрайзер может попробовать выполнять функции, возложенные на него, а после этого оценить, нужна ли ему работа;
- обучение – во время обучения происходит закрепление знаний, полученных на стажировке, фандрайзер выполняет более ответственные задания.
Делаем выводы
При поиске фандрайзера нужно уделять внимание психологическим качествам кандидатов. Часто сотрудника может воспитать сам коллектив – благотворительные фонды предпочитают нанимать на работу студентов, без особого опыта в работе. Обычно НКО предлагает для фандрайзеров гибкий график работы, также стоит быть готовым к снижению уровня заработной платы по сравнению с коммерческим сектором.