телефон для связи: +7(800)707-63-96
Помочь детям
Инклюзивное образование детей

Инклюзивное образование детей

24.09.2020, 07:39

 Инклюзивное образование детей

Инклюзивное образование – это процесс обучения «особых» детей с заболеваниями или задержками в развитии в обычных школах, наравне с другими.

Слово «инклюзивный» переводится с английского языка, как «тот, который включает в себя». Под ним принято понимать идеологию, обеспечивающую равный подход учителей к детям, независимо от их физиологического состояния, психических и интеллектуальных особенностей. Дети в этом случае обучаются по месту жительства.

 Инклюзивное образование: принципы

  1. Ценность ребенка зависит не от его физиологических способностей.
  2. Каждый малыш может думать, чувствовать, выражать эмоции.
  3. Дети имеют право на то, чтобы их слышали и слушали.
  4. Каждый человек нуждается в другом человеке.
  5. Настоящее образование основывается на реальных отношениях.
  6. Прогресс достигается, когда малыш делает то, что он может делать.
  7. Развитию ребенка способствует усиление всех сторон жизнедеятельности.

Услуги по инклюзивному образованию предоставляют учебные учреждения разных уровней. Сюда можно включить техническое оснащение процесса, разработку курсов для педагогического коллектива, развитие взаимодействия с «особыми» детьми.

 Инклюзивное образование: виды

Инклюзивное образование включает в себя два вида обучения.

Подлинная инклюзия – это возможность образования в школе с соответствующими на это условиями для развития «особых» детей с потребностями.

Формальная инклюзия – это одна из форм дискриминации личности. Предполагает обеспечение образования для детей без предоставления специальных условий для них – таким образом, можно говорить о нарушении качества образования.

Среди преимуществ подлинной инклюзии можно выделить: возможность адаптации ребенка в социуме, создание условий обучения в соответствии с ВОЗ, воспитание доброты и отзывчивости у здоровых детей по отношению к больным. Недостатками являются: необходимость работы педагога по двум программам, высокие требования к его профессионализму, а также другие сложности интеграции обучения.

 Несколько слов о мировой практике

Инклюзивное образование начало свое внедрение за рубежом с 1970 года.

Законодательно был принят ряд норм, который расширил перечень возможностей инвалидов, в том числе – создал перспективы развития в сфере образования. К примеру, возможность детей общаться со сверстниками, принимать участие в массовых мероприятиях, проводить досуг. Позже изменения полностью «вошли» в образовательную систему – началась перепланировка школ в соответствии с потребностями детей. С 1990 года научные деятели выпустили ряд книг, посвященных проблеме развития детей.

Сегодня данный вопрос постиг консенсус: школы, предоставляющие условия для инклюзивного образования, получают деньги из бюджета, из-за чего стремятся увеличить число учащихся детей. А положения образовательного процесса изложены в Конвенции ООН (с изменениями и дополнениями), которая была одобрена 13.12.2006 года.

 Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование, как понятие, появилось в России давно – с 1980 года. Однако только в XXI ст. ему стали уделять внимание, развивать. В 1992 году по стране началась массовая реализация благотворительной программы «Интеграция лиц, имеющих ограниченные возможности». В качестве эксперимента стали создаваться экспериментальные площадки на территории таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Нижний Новгород, Самара, Томск и т.д.

Сейчас в Москве работает около 1,5 тыс. школ, из них только 47 согласились внедрять программу инклюзивного образования. Ситуация в других регионах еще хуже.

 Какие еще варианты образования существуют

Интернат и специальные школы. Данная форма обучения предполагает нахождение больного ребенка в учреждении 24/7. Здесь родителям оказывают помощь в воспитании «особых» детей, формировании у них опыта самостоятельной жизни, защиты в социуме среди людей, раскрываются их творческие и другие способности.

Коррекционные классы в пределах обычных школ. В том числе, они дают возможность решать вопросы, связанные с помощью больным детям. Территориально малыши учатся вблизи дома, непосредственное воспитание проходит в семье.

Обучение в домашних условиях. В данном случае преподаватели на регулярной основе посещают «особого» ребенка дома, по месту фактического проживания. В России созданы специальные школы для обучения детей «на дому». Обучение может включать основную или вспомогательную программу, с учетом возможностей ребенка.

Дистанционное образование – эко комплекс услуг, который предполагает предоставление информационной среды со стороны педагогического состава для обмена информацией на расстоянии. Уроки проводятся онлайн (с помощью ПК, телевидения).

 Инклюзивное образование: перспективы развития

Условиями успешной интеграции инклюзивного образования являются:

  • наличие демократичного социума, а также законодательной базы;
  • приоритет защиты прав «особых» детей (в первую очередь);
  • готовность ребенка и его родителей к обучению;
  • возможность выбора формы инклюзивного образования;
  • доброжелательное отношение других, здоровых детей в коллективе;
  • наличие правильной системы ранней диагностики отклонений;
  • финансовое обеспечение учебных учреждений со стороны властей;
  • возможность обустройства пришкольной территории;
  • наличие специальных материалов, оборудования для учебы;
  • обеспечение транспортом людей с особыми возможностями;
  • готовность общества принять инклюзивное образование, в целом.

 По стандарту, комплектация групп учреждений (массовых, комбинированных, компенсирующих) должна включать от 1 до 3 малышей с задержками развития на класс.

 Важно! Комплектование смешанных групп происходит по-другому: 1/3 из всех детей – это малыши с отклонениями. При частичной инклюзии родители совмещают две формы образования – на дому и в школе (вне зависимости от достигнутого уровня).

Что касается эпизодической инклюзии, она происходит при минимальном социальном взаимодействии больных детей со сверстниками – эта форма рекомендована детям, которые имеют более глубокие, тяжелые отклонения в умственном развитии.

Сертификаты благотворительности