Инклюзивное образование детей
Инклюзивное образование детей
Инклюзивное образование – это процесс обучения «особых» детей с заболеваниями или задержками в развитии в обычных школах, наравне с другими.
Слово «инклюзивный» переводится с английского языка, как «тот, который включает в себя». Под ним принято понимать идеологию, обеспечивающую равный подход учителей к детям, независимо от их физиологического состояния, психических и интеллектуальных особенностей. Дети в этом случае обучаются по месту жительства.
Инклюзивное образование: принципы
- Ценность ребенка зависит не от его физиологических способностей.
- Каждый малыш может думать, чувствовать, выражать эмоции.
- Дети имеют право на то, чтобы их слышали и слушали.
- Каждый человек нуждается в другом человеке.
- Настоящее образование основывается на реальных отношениях.
- Прогресс достигается, когда малыш делает то, что он может делать.
- Развитию ребенка способствует усиление всех сторон жизнедеятельности.
Услуги по инклюзивному образованию предоставляют учебные учреждения разных уровней. Сюда можно включить техническое оснащение процесса, разработку курсов для педагогического коллектива, развитие взаимодействия с «особыми» детьми.
Инклюзивное образование: виды
Инклюзивное образование включает в себя два вида обучения.
Подлинная инклюзия – это возможность образования в школе с соответствующими на это условиями для развития «особых» детей с потребностями.
Формальная инклюзия – это одна из форм дискриминации личности. Предполагает обеспечение образования для детей без предоставления специальных условий для них – таким образом, можно говорить о нарушении качества образования.
Среди преимуществ подлинной инклюзии можно выделить: возможность адаптации ребенка в социуме, создание условий обучения в соответствии с ВОЗ, воспитание доброты и отзывчивости у здоровых детей по отношению к больным. Недостатками являются: необходимость работы педагога по двум программам, высокие требования к его профессионализму, а также другие сложности интеграции обучения.
Несколько слов о мировой практике
Инклюзивное образование начало свое внедрение за рубежом с 1970 года.
Законодательно был принят ряд норм, который расширил перечень возможностей инвалидов, в том числе – создал перспективы развития в сфере образования. К примеру, возможность детей общаться со сверстниками, принимать участие в массовых мероприятиях, проводить досуг. Позже изменения полностью «вошли» в образовательную систему – началась перепланировка школ в соответствии с потребностями детей. С 1990 года научные деятели выпустили ряд книг, посвященных проблеме развития детей.
Сегодня данный вопрос постиг консенсус: школы, предоставляющие условия для инклюзивного образования, получают деньги из бюджета, из-за чего стремятся увеличить число учащихся детей. А положения образовательного процесса изложены в Конвенции ООН (с изменениями и дополнениями), которая была одобрена 13.12.2006 года.
Инклюзивное образование в России
Инклюзивное образование, как понятие, появилось в России давно – с 1980 года. Однако только в XXI ст. ему стали уделять внимание, развивать. В 1992 году по стране началась массовая реализация благотворительной программы «Интеграция лиц, имеющих ограниченные возможности». В качестве эксперимента стали создаваться экспериментальные площадки на территории таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Нижний Новгород, Самара, Томск и т.д.
Сейчас в Москве работает около 1,5 тыс. школ, из них только 47 согласились внедрять программу инклюзивного образования. Ситуация в других регионах еще хуже.
Какие еще варианты образования существуют
Интернат и специальные школы. Данная форма обучения предполагает нахождение больного ребенка в учреждении 24/7. Здесь родителям оказывают помощь в воспитании «особых» детей, формировании у них опыта самостоятельной жизни, защиты в социуме среди людей, раскрываются их творческие и другие способности.
Коррекционные классы в пределах обычных школ. В том числе, они дают возможность решать вопросы, связанные с помощью больным детям. Территориально малыши учатся вблизи дома, непосредственное воспитание проходит в семье.
Обучение в домашних условиях. В данном случае преподаватели на регулярной основе посещают «особого» ребенка дома, по месту фактического проживания. В России созданы специальные школы для обучения детей «на дому». Обучение может включать основную или вспомогательную программу, с учетом возможностей ребенка.
Дистанционное образование – эко комплекс услуг, который предполагает предоставление информационной среды со стороны педагогического состава для обмена информацией на расстоянии. Уроки проводятся онлайн (с помощью ПК, телевидения).
Инклюзивное образование: перспективы развития
Условиями успешной интеграции инклюзивного образования являются:
- наличие демократичного социума, а также законодательной базы;
- приоритет защиты прав «особых» детей (в первую очередь);
- готовность ребенка и его родителей к обучению;
- возможность выбора формы инклюзивного образования;
- доброжелательное отношение других, здоровых детей в коллективе;
- наличие правильной системы ранней диагностики отклонений;
- финансовое обеспечение учебных учреждений со стороны властей;
- возможность обустройства пришкольной территории;
- наличие специальных материалов, оборудования для учебы;
- обеспечение транспортом людей с особыми возможностями;
- готовность общества принять инклюзивное образование, в целом.
По стандарту, комплектация групп учреждений (массовых, комбинированных, компенсирующих) должна включать от 1 до 3 малышей с задержками развития на класс.
Важно! Комплектование смешанных групп происходит по-другому: 1/3 из всех детей – это малыши с отклонениями. При частичной инклюзии родители совмещают две формы образования – на дому и в школе (вне зависимости от достигнутого уровня).
Что касается эпизодической инклюзии, она происходит при минимальном социальном взаимодействии больных детей со сверстниками – эта форма рекомендована детям, которые имеют более глубокие, тяжелые отклонения в умственном развитии.