Краудфандинг – будущее России
Краудфандинг – будущее России
Краудфандинг – это слово, которое часто встречается в Интернете. Дословно его можно перевести, как «финансирование толпой» – происхождение от английских слов «сrowd» (толпа) и «funding» (финансирование). Термин был введен в обиход 15 лет назад журналистом Джеффом Хауи, автором статьи о коллективных инвестициях в сети.
Что это такое и как он работает
Суть краудфандинга заключается в сборе денежных средств на реализацию определенной идеи, кампании, программы или благотворительного проекта.
Авторы, у которых не хватает денег на воплощение задуманной миссии, делятся своей идеей, описывают ее на сайте, называют сумму и просят пользователей помочь деньгами, размещая реквизиты для их перечисления (счет, номер карты и т.д.). Больше всего данный способ сбора распространен в сфере культуры, архитектуры и искусства.
Например! Музыканты размещают материал из нового альбома на сайте, и предлагают тем, кому нравятся композиции, заняться выпуском пластинки общими усилиями. Таким образом, им не приходится тратить деньги на посредников.
Дополнительная информация
Краудфандинг – это что-то среднее между пожертвованием и инвестированием.
Часть людей, которые вкладывают деньги в идею или проект (их называют донорами, бэкерами), рассчитывают получить от этого вознаграждение – например, оригинальный диск, билеты на концерт, если речь идет о музыке. Часть доноров готова давать деньги на реализацию идеи безвозмездно. В определенном смысле слова краудфандингом является сбор средств на строительство, восстановление храмов. Здесь жертвователи не получают материального бонуса, но верят, что их труды угодны Богу.
Такой способ «софинансирования» успешно применяется за рубежом. В Америке открыто много сервисов для сбора средств, наиболее результативно из которых работает Kickstarter. Максимальная сумма, которую удавалось собрать на нем, – 10 млн. долларов.
Краудфандинг в России
Краудфандинг не является чем-то новым для жителей России.
Издавна люди откликались на чужую нужду, однако краудфандинг, как явление нового времени, только начинает развиваться. Сейчас в России работает 14 платформ для сбора денежных средств онлайн, 8 из которых занимаются классическим краудфандингом.
Наиболее крупная сеть – Boomstarter. Она привлекает деньги, а также оказывает поддержку печатных и интернет-изданий. На сегодняшний день с помощью Boomstarter удалось реализовать более 2 тыс. проектов в сфере бизнеса, IT, настольных игр и приложений для гаджетов, литературы и культуры. Число бэкеров приближается к 1 млн.
Какие существуют проблемы на данном этапе
Для масштабной реализации краудфандинга в России существует ряд сложностей, главная из которых – недостаточная юридическая защищенность, большие налоговые расходы, а также невозможность проконтролировать сбор и расходование средств.
Тем не менее, интерес к краудфандингу растет. В каком виде он будет существовать дальше – покажет время и общая финансовая ситуация в стране.