Фандрайзинг: виды, цели, задачи

 Фандрайзинг: виды, цели, задачи

24.10.2020, 07:01

 Фандрайзинг: виды, цели, задачи

 Фандрайзинг – понятие, охватывающее ряд направлений работы, в том числе:

  • фандрайзинг – это благотворительность со стороны компании, направленная на привлечение денежных и других ресурсов с целью развития и поддержания некоммерческих проектов;
  • фандрайзинг – это сбор средств и пожертвований в пользу благотворительных фондов для осуществления ими социально полезных программ;
  • фандрайзинг – это способ поиска дополнительных источников финансирования и их дальнейшее аккумулирование.

Несмотря на разнообразие трактовок, цель фандрайзинга во всех случаях остается неизменной – благотворительная деятельность во благо обществу.

 Виды фандрайзинга

Внутренний фандрайзинг. Подразумевает под собой благотворительность, которую в рамках работы организации осуществляет персонал, без посторонней помощи.

Внешний фандрайзинг. В этом случае поиск свободных ресурсов происходит за счет других специалистов (профессиональных консультантов, независимых экспертов).

Фандрайзинг имеет много схожего с процессом поиска инвесторов. Главное отличие состоит в том, что услугами инвесторов в 95% пользуются при финансировании коммерческих проектов, в долгосрочной перспективе с целью привлечения дохода. Процесс направлен на реализацию некоммерческих проектов, благотворительность.

 Методы фандрайзинга

  1. Фандрайзинг в телефонном режиме – связь по почте или по телефону.
  2. Индивидуальный фандрайзинг – личное обращение к благотворителям.
  3. Фандрайзинг событий – реализация благотворительных программ, акций, выставок и других мероприятий с целью привлечения средств.

 История фандрайзинга

 Впервые термин «фандрайзинга» появилось в США и использовалось в вопросах привлечения свободных денег в пользу третьего сектора. С конца XX ст. в список третьего сектора входили некоммерческие организации, которые занимались реализацией части государственных программ (полностью или частично).

Важно! Период «возрождения» фандрайзинга пришелся на 1980 год, при правлении Рональда Рейгана. В то время сфера благотворительности находилась на стадии кризиса, что способствовало снижению финансирования нужд общества.

Традиционными видами фандрайзинга на тот момент стали пожертвования.

Эксперт Института Джона Хопкинаса видит такие проблемы фандрайзинга:

  • зависимость от сокращения финансовой помощи со стороны властей;
  • связь финансовых проблем с уменьшением уровня пожертвований частного и корпоративного характера.

Внимание! Сегодня роль фандрайзинга в благотворительности США велика. Власти многих штатов активно стимулируют пожертвования за счет налоговых льгот.

 Фандрайзинг в России

 Процесс развития фандрайзинга в нашей стране начался в 1990 году.

Это способствовала работа организаций, нацеленных на выполнение социально значимых задач, а не на получение дохода и прибыли. Сегодня это понятие рассматривается с точки зрения маркетинга и PR.

Процент участия граждан в процессе пока остается минимальным, так как население с недоверием относится к новым веяниям благотворительности.

 Какие еще понятия следует рассмотреть

Грант – это бесплатная финансовая помощь, которая передается в пользу частного лица (благотворительного фонда) для реализации конкретной работы. Денежные средства, выданные по гранту, не подлежат возврату (в отличие от займа).

Донор – это гражданин (юридическое лицо), который оказывает материальную и другую помощь некоммерческим организациям на добровольных началах.

Спонсор – это лицо, которое вносит пожертвования бесплатно для помощи в благотворительности, в том числе – с целью повышения репутации бренда.

Проект – это комплекс мероприятий, который реализуется в рамках одной цели (плана, бюджета) с последующим анализом результата деятельности. В рамках проекта может осуществляться обмен денежными средствами, ресурсами, товарами и т.д., в том числе – с условием размещения рекламы об организации.

Пожертвование – это передача в бесплатное пользование вещей, прав, материальных ценностей в пользу благополучателей в целях, полезных обществу.

Патронаж – это благотворительная помощь в долгосрочной перспективе для некоммерческой организации для получения прав на принятие участия в менеджменте.

Меценатство – это поддержка малоимущих, но перспективных слоев общества, поддержка социальных мероприятий, чаще всего – в сфере науки, культуры, искусства.

Сторонами фандрайзинга также могут быть фонды разного характера назначения. Так, государственные фонды финансируются за счет средств из бюджета. Под общественными фондами принято понимать деятельность общественных организаций, которые работают за счет частных или государственных фондов. Частные фонды представляют собой организации, которые получают денежные средства от третьих лиц.

 Что такое площадки фандрайзинга

 На площадках фандрайзинга происходит взаимодействие сторон в вопросах благотворительности. Прежде, чем сталь пользователем такой площадки, необходимо ознакомиться с участием условий в программе по сбору средств, по возможности – лично связаться с ее организаторами. Далее – важно донести информацию о проекте до потенциального спонсора. Также следует быть готовым к тому, что за предоставленные услуги платформа вы должны будете оплатить комиссию.

Проверьте цены и выберите тот вариант, который будет для вас приемлемым.

Сертификаты благотворительности