Благотворительность и технологии. Проекты, которые сегодня покоряют рынок
Благотворительность и технологии. Проекты, которые сегодня покоряют рынок
Сегодня в обществе сохраняется тенденция трех секторов:
- государственный;
- коммерческий;
- некоммерческий.
Создание благотворительных фондов направлено для решения задач отдельных людей или групп, в комплексе, которые не получили помощь от государства, бизнеса. Однако о специфике работы третьего сектора знают только те, кто работает в этой сфере.
Защита человеческих прав, решение социально важных вопросов, сбор денег в пользу разных групп граждан и т.д. – благотворительные фонды выступают посредниками между властью и социумом. Их деятельность (в том случае, если они не проявляют себя в Интернете) остается незаметной, а также непонятной для многих людей.
Обратите внимание! Экономика России переходит в режим онлайн с отставанием от лидирующих стран. Некоммерческий сектор пытается решить эту проблему медленно, хотя в стране есть все инструменты для того, чтобы подготовить профессионалов для разработки платформенных сервисов и продуктов для организаций помощи.
Мировая благотворительность. Онлайн-решения
На территории США, а также Европе существуют более 300 цифровых сервисов, которые можно условно поделить на восемь видов:
- платформы фандрайзинга;
- списки благотворительных фондов;
- порталы, содержащие данные о НКО;
- центры сосредоточения ресурсов;
- платформы для добровольцев и ответственного бизнеса;
- сервисы образовательных услуг и консультаций;
- оказание бесплатной помощи организациям.
Куда приведет технический процесс
Благотворительные фонды создаются с целью решения социально значимых вопросов и/или обозначением их. Не все организации в России привлекают новых партнеров и жертвователей, расширяют аудиторию с помощью цифровых инструментов. Они стремятся оказывать быструю помощь тем или иным людям, не строя долгосрочных планов, не ставя перед собой цель – расширять масштабы деятельности.
Обратите внимание! Способность быстро ориентироваться в цифровых технологиях – это возможность эффективного развития работы. НКО могут получить доступ к платформам электронной коммерции, платежным и CRM-системам, базам данных и соответственно, – ценный и полезный опыт.
Благотворительность. GuideStar
В США благотворительные фонды предпочитают пользоваться информационными порталами, а также виртуальными ресурсными центрами. Самая большая американская платформа называется GuideStar – она была образована 26 лет назад.
Данные о благотворительных фондах выпускали на дисках до тех, пока в 1996 году не был создан сайт. Теперь в его базу внесены 2 млн. НКО – у каждой есть отдельная страница со всей информацией, включая финансовую отчетность, контакты и ссылки на страницы в сети. На сайте можно сделать пожертвование в пользу любого НКО.
Платформа GuideStar призвана обеспечить простую и понятную финансовую помощь для благотворительных фондов, начиная с выбора организации для взноса и заканчивая способами его сделать. В первую очередь, сайт поддерживает корпоративную благотворительность, предлагая всевозможные сервисы и программный интерфейс.
Обратите внимание! Американское общество больше доверяет НКО с высоким рейтингом на подобных платформах, это гарантирует честную и прозрачную отчетность. Значительную роль играет то, как соотносятся расходы на содержание организации и затраты на выполнение ее миссии. Доноры стремятся понимать, что организация, к которой они расположены, потратит их деньги строго по назначению, и не иначе.
Благотворительность. IATI
Подобно другим платформам Европы, система International Aid Transparency Initiative (далее по тексту – IATI) тесно связана с государством, работает в общеевропейском масштабе и применяет цифровые решения. IATI оценивает НКО по стандартам, признанным в 40 странах, а также хочет достигнуть открытого взаимодействия с жертвователями, благополучателями.
Главная задача IATI – максимально быстро информировать о благотворительных фондах, способствовать созданию проектов на базе собственных данных.
Технологии для российского некоммерческого сектора
В США зарегистрировано около 1,5 млн. НКО, в Европе – 150 тыс., в России – 224 тыс. (официальные данные Минюста). Эксперты говорят, что из этих организаций благотворительными фондами можно назвать не более 5 тыс.
Отечественная филантропия лишь приступает к работе в формате онлайн. У большинства организаций не так давно были созданы и запущены сайты. Больше всего проектов оказалось у порталов, платформ фандрайзинга и стартапов.
Приведем несколько известных примеров:
- «Такие Дела» – электронный вариант СМИ благотворительного фонда «Нужна помощь». Готовый материал журналистов за все время существования организации портала привлек почти 225 млн. руб. для нуждающихся лиц.
- Добро Mail.ru – самый большой в стране листинг некоммерческих фондов.
- Теплица социальных технологий информирует НКО об актуальных цифровых решениях, организовывает мероприятия, рассказывает о возможностях создания новых информационных проектов, а также создает собственные продукты.
В чем нуждаются сфера Phil.Tech в России
До сих пор в России остается потребность в качественной платформе-листинге, которая бы смогла не только аккумулировать данные обо всех благотворительных фондах, но и верифицировать их. Важно, чтобы проект поддержало государство.
Под этим словом подразумевается создание онлайн-сервисов, команд, объединяющих специалистов в сферах благотворительности и IT-сферы, площадок, где они могли бы находить друг друга. Так добрые дела станут быстрее и эффективнее.
В качестве вывода скажем, что технологические проекты в области филантропии способствуют реализации потенциала благотворительных фондов, формированию нового рынка инвестиций в благотворительность, расширению инструментария развития сектора.