Роль волонтеров в обществе. Кто ты: турист, путешественник или проводник
Роль волонтеров в обществе. Кто ты: турист, путешественник или проводник
По результатам исследования, которое проводится в России впервые, было выявлено, что волонтеры в своей работе проходят три стадии эволюции: «турист», «путешественник» и «проводник». У «туристов», которых в стране насчитывается 70%, нет точной уверенности в том, что опыт волонтерской работы будет полезен для них. «Путешественники», а их 25% среди россиян, находятся в начале осознания интереса в волонтерской деятельности. «Проводники» (около 5%) обладают ценностной мотивацией. Такие люди, в отличие от других, способны возглавлять программы, привлекать в свои волонтерские ряды новичков.
Статистика: официальные данные
Согласно опросу, 5% россиян хотя бы раз в жизни принимали участие в благотворительной деятельности. При этом лишь небольшая часть из них связана с корпоративным волонтерством. Этой сфере впервые в России было посвящено отдельное масштабное исследование. Оно включило в себя беседы с руководителями 20 крупных компаний России с 1,5 тыс. сотрудников-волонтеров, изучение документов, программ и т.д.
Обратите внимание! Итогом исследования стало заключение экспертов о том, что в России данный феномен пока не сформировался. В то же время, очевидно, что корпоративные волонтеры успели активно заявить о себе и своей позиции.
За год компании привлекли к благотворительной работе 72% персонала:
- больше половины из них занимались подобной работой не первый раз;
- 7% людей уже помогают на постоянной основе (это и есть «проводники»).
Наиболее часто – деньгами. Второстепенной помощью являются теплые вещи, одежда и обувь, продукты питания и т.д. Больше половины компаний организовывают мероприятия, некоторые делают что-то для пожилых людей, больных детей, детей-сирот. Еще меньше четверти представителей бизнеса предпочитают благоустраивать городские улицы.
Корпоративный волонтер: кто это
Чаще всего в благотворительности заняты женщины – их две трети от общего числа волонтеров компаний. Около 70% – это люди моложе 50 лет, с высшим образованием, занимающие руководящие должности и имеющие средний/выше среднего уровень зарплаты.
Важно! Половина благотворителей – семейные люди с одним или двумя детьми.
Рядовых сотрудников гораздо реже привлекают к корпоративной волонтерской работе, чем их коллег, получивших специальное профессиональное образование. Наиболее частая причина отказа работников от такой деятельности – отсутствие времени (более 70%).
Более трети опрошенных респондентов не понимают, для чего компании и им самим нужно заниматься волонтерством. У людей есть страх не справиться с новым начинанием. Почти 20% людей говорят, что работа плохо организована, 12% лиц раздражает, что руководители не дают им самостоятельно проявить инициативу в проведении акций.
Поощрение – это очень важно
Если сотрудники компании, которые принимают участие в корпоративных волонтерских программах, не получают поощрения за личный вклад, их это расстраивает – это отметили 26% опрошенных лиц. Волонтерам хочется:
- чтобы об их достижениях информировали начальство;
- чтобы они получали слова благодарности и грамоты;
- становились «героями» статей, новостей и т.д.
Важно! Почти половина благотворителей высказалась «за» проведение выездных обучающих семинаров по своей специальности.
Также предлагались варианты вручения билетов в театры, на концерты, предоставления отгулов, материального поощрения, что, по сути, противоречит самой идее бескорыстной помощи. Многие сотрудники признались: им не хватает ощущения, что они делают общее благое дело, в этом помогают коллеги, начальство и т.д.
О ценностях благотворительности
Более трети сотрудников-добровольцев собирают деньги и участвуют в мероприятиях, однако лично готовы помочь нуждающимся лицам единицы. Более 18% людей привлекают к таким делам членов семей. Почти все опрошенные россияне готовы действовать вместе с людьми схожих взглядов и целей, что подчеркивает их объединяющую роль в благотворительности, делает работу осмысленной.
Большинство участников исследования показали себя неравнодушие к социальной среде, в которой они живут. Они ориентированы на успех, не обвиняют в неудачах других, готовы менять свою жизнь. В корпоративном волонтерстве они видят симбиоз себя и компании-работодателя. Волонтеры проводят социально значимые акции, реализуют проекты, тратят время, вкладывают свои знания и навыки на добровольной и постоянной основе. При этом руководство предоставляет необходимую информацию и ресурсы.
Влияние компании на благотворительность персонала
То, чем сотрудники-добровольцы занимаются на самом деле, отличается от того, что они хотели бы делать. Так, в программах, помогающих детским домам, участвуют более 60% корпоративных волонтеров, а о своем желании ездить в детские дома и общаться с их воспитанниками говорят немногим больше, чем 50% персонала.
Больше всего желающих оказать помощь инвалидам, талантливым детям, одиноким старикам, трудным семьям и юным спортсменам – таких программ меньше, чем тех, кто хочет по ним работать. Предприятия создают в два раза меньше благотворительных проектов в защиту животных, чем этого хотелось бы сотрудникам компаний.
Обратите внимание! Волонтерам важна корпоративная направленность программ. Они уверены, что помогать организованно гораздо легче, чем самостоятельно. Помощь в таком случае будет масштабной, а получатели и благотворительные фонды – проверенные.
Сокращение дистанции
Корпоративная волонтерская деятельность в России начала активно развиваться после экономического кризиса, который пришелся на 2008-2009 гг. В связи с этим возникла необходимость оптимизировать финансовые расходы организаций.
Одновременно возрастала социальная ответственность предпринимателей.
Сегодня исследователи говорят, что руководству компаний необходимо менять благотворительные программы с учетом следующих факторов:
- специфика, местоположение организации;
- особенности производственного процесса;
- пожеланиями непосредственно самих волонтеров.
Дополнительную пользу принесет сотрудничество с властями, благотворительными фондами, другими коммерческими предприятиями. Ответственность за качество жизни социума сближает и объединяет людей между собой и приносит компании успех.