Важна ли программа наставничества для детей-сирот

Важна ли программа наставничества для детей-сирот

25.11.2020, 04:08

 Важна ли программа наставничества для детей-сирот

 Среди наиболее действенных и значимых методов поддержки детей, лишившихся родительского воспитания, особое место принадлежит программе наставничества.

 Что такое наставничество

 Наставничество – это форма личного взаимодействия взрослого и ребенка-сироты. При этом наставник общается со своим подопечным в регулярном порядке, в течение долгого времени. Такие контакты приводят к тому, что осиротевшие дети вновь начинают доверять людям, чувствуют себя любимыми, нужными. Им становится проще учиться в школе, контактировать с окружающими, адаптироваться в социуме в дальнейшем.

 Программа наставничества представляет собой отношения, связанные договором: обычно в первый год свидания взрослого с ребенком происходят один раз в 7 дней.

 Интересно! Сегодня в России ведение программ наставничества практикуют несколько десятков НКО, всего в них задействованы тысячи наставников.

 Программа наставничества: цифры и факты

 Как показывают исследования, 80% детей, вынужденные проживать в российских детдомах – это ребята подросткового возраста. Чтобы по достижению 18 лет они имели возможность покинуть стены казенного учреждения уверенными и самостоятельными людьми, воспитанникам очень важно участие взрослых.

 По данным статистики, на начало 2020 года детский дом является местом пребывания для 43,7 тыс. ребят, лишившихся родителей. Каждый год в России с учреждениями для сирот прощаются 4 тыс. воспитанников совершеннолетнего возраста.

Около 96% опрошенных россиян, постоянно контактировавших с одним/несколькими наставниками, утверждают, что ощущают себя счастливыми. До 80% людей, прошедших в детском возрасте программу наставничества, не испытывают проблем с трудоустройством, создают семьи и являются приверженцами ЗОЖ.

 Порядка 87% респондентов, которых в юные годы сопровождали наставники, выстраивают более крепкие общественные отношения. Половина из опрошенных людей высказали намерение участвовать в благотворительных проектах и быть волонтерами.

 Как все начиналось

 Поговорим об истории и этапах становления программы наставничества для детей.

 Нью-Йорк, 1904 год

 Именно столица США стала городом-первопроходцем в реализации программ наставничества. Первой из них стала программа «Старшие братья Старшие Сестры».

 В 1904 году бухгалтеру Эрнесту Коултеру пришла в голову идея основать некоммерческую организацию, которая должна была помочь подросткам выбрать правильный жизненный путь. В созданный центр Эрнест Коултер пригласил 39 добровольцев, которые стали личными наставниками 39 подопечных. Через 12 лет эта программа охватывала 96 городов страны. С 1975 года она вышла на международный уровень. В 2020 году действие программы распространяется на 15 государств.

 СССР, 30-е годы XX века

 Наставничеству в СССР отводилась особая роль в проведении масштабной идеологической работы среди молодого поколения, производственном обучении молодежи и других направлениях общественной деятельности. Методы наставничества стали внедряться в 30-е годы XX столетия, получив активное применение в 70-е годы.

 Россия, 2003 год

 2003 год стал точкой отсчета в появлении подобных программ на территории России. Именно тогда движению «Старшие Братья Старшие Сестры» был дан статус межрегиональной общественной организации. Ее цель на сегодняшний день – помощь государству в воспитании трудных подростков. С 2015 года организация поддерживает и ребят, которые проживают у приемных родителей, в социально-неблагополучных семьях.

 Россия, 2013-2016 годы

 В данный период в России наблюдалось активное развитие наставнических программ: их запускает преобладающее число НКО. К настоящему моменту число детей, которым удалось принять участие в программах, превысило 8 тыс. В 2014 году завод «Мултон», производящий соковую продукцию известной марки «Добрый», выступил инициатором создания программы наставничества под названием «Растим добро».

 Что делают наставники для детей

 Безусловно, наставник не способен заменить ребенку настоящих родителей. Но в случае, когда он лишен возможности расти в семье, на помощь приходит программа наставничества. Она дает неоспоримые преимущества в воспитании ребят.

Преимущество №1. Время, проведенное с ребенком наедине, бесценно. Нет ничего важнее для развития ребенка, чем время, которое было уделено лично ему. Когда наставник начинает участвовать в жизни подопечного, он раскрывает его индивидуальность, учитывает пожелания и особенности, улавливает эмоции – все меняет малыша в лучшую сторону.

Преимущество №2. С помощью волонтера ребенок-сирота познает мир, делает открытия. Индивидуальный подход дает плюсы: личный наставник старается выявить склонности ребенка. Если подопечный чем-то интересуется, но испытывает страх, волонтер помогает сироте справиться с этим чувством. Персонал детского дома обычно бывает слишком занят, у сотрудников нет желания заниматься подобными вопросами. И именно благодаря наставнику ребенок может решиться на освоение нового навыка.

Преимущество №3. Чем еще наставничество полезно для детей? Кроме вышеперечисленного, общение с волонтером способствует целому ряду позитивных изменений в жизни подопечного: ребенок развивается, старается быть инициативным и активным, у него происходит интенсивное развитие мозга. Кроме этого, ребенок становится общительнее, у него повышается собственная самооценка, он чувствует поддержку в трудных ситуациях, формируются социальные и другие важные навыки.

 НКО, которые занимаются реализацией таких программ

 Рассмотрим наиболее известные некоммерческие организации, которые успешно практикуют наставничество: «Старшие Братья Старшие Сестры», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Дети наши», «Надежда», «Солнечный город», «Хранители детства», «Счастливые дети», «Здесь и сейчас», «Арифметика добра».

Сертификаты благотворительности