Способы мотивации детей
Способы мотивации детей
Наблюдая, как дети относятся к выполнению домашних заданий и других действий, можно обнаружить несоответствия в их поведении. Для одних решение примеров и написание упражнений сравнимо с игрой, которая доставляет удовольствие. Другие же относятся к своим обязанностям, как к обузе, от которой хочется избавиться.
Причиной оказывается мотивация, нюансы которой мы раскроем в данной статье.
Внутренняя и внешняя мотивация: в чем разница
Мотивация – это изменение поведения ребенка (человека) под действием побуждающих психофизических факторов. В простейшем варианте она сравнима с реакцией организма на раздражители, когда для того, чтобы избавиться от зуда – нужно почесаться. Более сложный пример: чтобы избежать укуса змеи, ее необходимо обойти.
Принято различать внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Внутренняя мотивация характеризуется стремлением к поставленной цели на основании собственного решения. Данный вид мотивации сопровождается карьерным ростом, спортивными успехами, налаживанием взаимоотношений, приятными эмоциями. Мотивированным людям характерно постоянное самосовершенствование. Они не нуждаются в подсказках и коррекции своего поведения, самостоятельно выбирают свой путь.
Внутренне немотивированный ребенок теряет интерес поставленной задаче. Он не может обойтись без помощи, выраженной напоминаниями, материальной выгодой.
Внешняя мотивация – это выполнение определенных действий в надежде получения каких-либо благ: денег, власти, славы. В детском варианте к таким стимулам можно отнести разрешение поиграть на компьютере, обещание покупки сладостей, игрушек и т.д. Внешняя мотивация подчиняет поведение ребенка родительским желаниям, что в будущем обращается зависимостью от других людей. Внутренняя способствует формированию самостоятельной личности, для поддержания поведения которой не нужна стимуляция.
Как выработать в ребенке интерес к действиям
Установка доверительных отношений и принятие ребенка, как полноправной личности, у которой есть свои желания и вкусы – это кратчайший путь к мотивации.
Поощрение не стоит считать «подкупом». Желаемый результат достигается с помощью подарка или лишения каких-либо привилегий при отказе выполнения поставленной задачи. Однако перед таким поступком стоит задаться вопросами:
- насколько данный метод окажется эффективным;
- насколько продолжительным окажется действие;
- как изменится поведение ребенка без сторонних факторов.
Поскольку внешняя мотивация непродолжительна, наставникам необходимо сосредоточиться на внутренней мотивации детей, чего можно достичь благодаря факторам:
- Установка целей. Целеустремленный ребенок серьезнее подходит к выполнению задач. Своевременный отход ко сну исключает опоздание в школу, сделанное домашнее задание оставляет время на игры и т.д. Дети-подростки привлекаются долгосрочными перспективами, такими как успешная карьера, признание в обществе.
- Планирование. Заранее установленная последовательность действий облегчает достижение цели. Для ребенка план становится руководством для прохождения этапа.
- Поощрение. Простейшая мотивация, которая нуждается в осторожном подходе. Чтобы данный метод не вошел в привычку, к нему стоит прибегать как можно реже за исключением случаев, когда наградой служат положительные эмоции, похвала и т.д.
- Объяснение. Удовлетворяя свое любопытство, ребенок быстрее осознает важность выполняемой работы. Зная, что аккуратная детская комната привлечет друзей, и маленький ребенок, и подросток будет заинтересован в уборке.
- Вдохновение. Дети часто подражают взрослым. Мотивировать ребенка можно на собственном примере. Родительские аттестаты стимулируют ребенка к учебе, а вежливость и чуткость в семейном общении, ребенок переносит на своих сверстников.
- Поддержка. Без поддержки взрослых ребенку трудно добиться успеха, а неудачи ведут к разочарованию и отсутствию мотивации. Спасти положение позволяет подбадривание, которое смогло бы стимулировать новую попытку.
- Соревнования. Выполняя задание в форме соревнования, где победителя ждет приз, ребенок стремится сделать его лучше других. Например, условие, кто быстрее съест суп, первый займет место за компьютером, исключает медлительность детей во время обеда.
- Выбор и последствия. Контролируя ситуацию и имея возможность выбора, дети ощущают себя полноценными членами общества. Право выбора одежды для похода в школу, отвлекает ребенка от недовольства своим походом.
- Исключение давления. Излишняя навязчивость не только демотивирует ребенка к малоинтересному для него делу, но и становится причиной полного отказа.
- Принятие недостатков. Ребенок должен понять, что безупречных людей не существует, а недостатки в одной области могут оказаться преимуществом в другой. Так, недостаточный для баскетбола рост в будущем не препятствует стать форвардом по футболу.
- Расширение перспектив. Если школьник объясняет неуспеваемость по предметам их бесперспективностью, необходимо разъяснить, какие блага дает образование.
Веселая атмосфера повышает эффективность мотивации малолетних членов семьи.
Занятия, которые способствуют детской мотивации
Дети с трудом воспринимают устные наставления. Для развития внутренней и внешней мотивации им нужны занятия, которые вызывают интерес. За пример обучающего процесса, представленного в игровой форме, можно взять следующие варианты.
Вариант первый. Викторина. Повтор с детьми выученного материала сопровождают вопросами, правильные ответы поощряются похвалой. При наличии нескольких игроков занятие приобретает соревновательную форму, где ребенок не стыдится неправильных ответов, поскольку надеется «отыграться» в следующем раунде.
Вариант второй. «20 вопросов». В игре ребенок получает представление об известных ученых, писателях, актерах и политиках. Ему предоставляется виртуальная возможность пообщаться со знаменитостью и задать ему заранее подготовленные вопросы. Получаемые ответы помогают детям решать собственные жизненные проблемы.
Вариант третий. «Выходи». Игра, проводимая преподавателем на последних минутах урока. Школьникам, выстроенным в очередь, задаются вопросы по теме. Неправильные ответы сопровождаются перемещением участника в последние ряды, а победитель выходит из класса первым. Такой подход мотивирует развитие внимательности.
Материальная мотивация
Материальная мотивация – это простой способ добиться от ребенка желаемого поведения, результата действий. Однако она негативно отражается на внутренней мотивации, от которой зависят его будущие успехи и достижения в жизни. При общении с детьми сводите поощрения к минимуму, вместо этого – вызывайте интерес положительными эмоциями и общением.