телефон для связи: +7(800)707-63-96
Помочь детям
 Способы мотивации детей

 Способы мотивации детей

18.01.2021, 02:04

 Способы мотивации детей

 Наблюдая, как дети относятся к выполнению домашних заданий и других действий, можно обнаружить несоответствия в их поведении. Для одних решение примеров и написание упражнений сравнимо с игрой, которая доставляет удовольствие. Другие же относятся к своим обязанностям, как к обузе, от которой хочется избавиться.

Причиной оказывается мотивация, нюансы которой мы раскроем в данной статье.

 Внутренняя и внешняя мотивация: в чем разница

 Мотивация – это изменение поведения ребенка (человека) под действием побуждающих психофизических факторов. В простейшем варианте она сравнима с реакцией организма на раздражители, когда для того, чтобы избавиться от зуда – нужно почесаться. Более сложный пример: чтобы избежать укуса змеи, ее необходимо обойти.

Принято различать внутреннюю и внешнюю мотивацию.

 Внутренняя мотивация характеризуется стремлением к поставленной цели на основании собственного решения. Данный вид мотивации сопровождается карьерным ростом, спортивными успехами, налаживанием взаимоотношений, приятными эмоциями. Мотивированным людям характерно постоянное самосовершенствование. Они не нуждаются в подсказках и коррекции своего поведения, самостоятельно выбирают свой путь.

 Внутренне немотивированный ребенок теряет интерес поставленной задаче. Он не может обойтись без помощи, выраженной напоминаниями, материальной выгодой.

 Внешняя мотивация – это выполнение определенных действий в надежде получения каких-либо благ: денег, власти, славы. В детском варианте к таким стимулам можно отнести разрешение поиграть на компьютере, обещание покупки сладостей, игрушек и т.д. Внешняя мотивация подчиняет поведение ребенка родительским желаниям, что в будущем обращается зависимостью от других людей. Внутренняя способствует формированию самостоятельной личности, для поддержания поведения которой не нужна стимуляция.

 Как выработать в ребенке интерес к действиям

 Установка доверительных отношений и принятие ребенка, как полноправной личности, у которой есть свои желания и вкусы – это кратчайший путь к мотивации.

Поощрение не стоит считать «подкупом». Желаемый результат достигается с помощью подарка или лишения каких-либо привилегий при отказе выполнения поставленной задачи. Однако перед таким поступком стоит задаться вопросами:

  • насколько данный метод окажется эффективным;
  • насколько продолжительным окажется действие;
  • как изменится поведение ребенка без сторонних факторов.

 Поскольку внешняя мотивация непродолжительна, наставникам необходимо сосредоточиться на внутренней мотивации детей, чего можно достичь благодаря факторам:

  1. Установка целей. Целеустремленный ребенок серьезнее подходит к выполнению задач. Своевременный отход ко сну исключает опоздание в школу, сделанное домашнее задание оставляет время на игры и т.д. Дети-подростки привлекаются долгосрочными перспективами, такими как успешная карьера, признание в обществе.
  2. Планирование. Заранее установленная последовательность действий облегчает достижение цели. Для ребенка план становится руководством для прохождения этапа.
  3. Поощрение. Простейшая мотивация, которая нуждается в осторожном подходе. Чтобы данный метод не вошел в привычку, к нему стоит прибегать как можно реже за исключением случаев, когда наградой служат положительные эмоции, похвала и т.д.
  4. Объяснение. Удовлетворяя свое любопытство, ребенок быстрее осознает важность выполняемой работы. Зная, что аккуратная детская комната привлечет друзей, и маленький ребенок, и подросток будет заинтересован в уборке.
  5. Вдохновение. Дети часто подражают взрослым. Мотивировать ребенка можно на собственном примере. Родительские аттестаты стимулируют ребенка к учебе, а вежливость и чуткость в семейном общении, ребенок переносит на своих сверстников.
  6. Поддержка. Без поддержки взрослых ребенку трудно добиться успеха, а неудачи ведут к разочарованию и отсутствию мотивации. Спасти положение позволяет подбадривание, которое смогло бы стимулировать новую попытку.
  7. Соревнования. Выполняя задание в форме соревнования, где победителя ждет приз, ребенок стремится сделать его лучше других. Например, условие, кто быстрее съест суп, первый займет место за компьютером, исключает медлительность детей во время обеда.
  8. Выбор и последствия. Контролируя ситуацию и имея возможность выбора, дети ощущают себя полноценными членами общества. Право выбора одежды для похода в школу, отвлекает ребенка от недовольства своим походом.
  9. Исключение давления. Излишняя навязчивость не только демотивирует ребенка к малоинтересному для него делу, но и становится причиной полного отказа.
  10. Принятие недостатков. Ребенок должен понять, что безупречных людей не существует, а недостатки в одной области могут оказаться преимуществом в другой. Так, недостаточный для баскетбола рост в будущем не препятствует стать форвардом по футболу.
  11. Расширение перспектив. Если школьник объясняет неуспеваемость по предметам их бесперспективностью, необходимо разъяснить, какие блага дает образование.

 Веселая атмосфера повышает эффективность мотивации малолетних членов семьи.

 Занятия, которые способствуют детской мотивации

 Дети с трудом воспринимают устные наставления. Для развития внутренней и внешней мотивации им нужны занятия, которые вызывают интерес. За пример обучающего процесса, представленного в игровой форме, можно взять следующие варианты.

 Вариант первый. Викторина. Повтор с детьми выученного материала сопровождают вопросами, правильные ответы поощряются похвалой. При наличии нескольких игроков занятие приобретает соревновательную форму, где ребенок не стыдится неправильных ответов, поскольку надеется «отыграться» в следующем раунде.

 Вариант второй. «20 вопросов». В игре ребенок получает представление об известных ученых, писателях, актерах и политиках. Ему предоставляется виртуальная возможность пообщаться со знаменитостью и задать ему заранее подготовленные вопросы. Получаемые ответы помогают детям решать собственные жизненные проблемы.

 Вариант третий. «Выходи». Игра, проводимая преподавателем на последних минутах урока. Школьникам, выстроенным в очередь, задаются вопросы по теме. Неправильные ответы сопровождаются перемещением участника в последние ряды, а победитель выходит из класса первым. Такой подход мотивирует развитие внимательности.

 Материальная мотивация

 Материальная мотивация – это простой способ добиться от ребенка желаемого поведения, результата действий. Однако она негативно отражается на внутренней мотивации, от которой зависят его будущие успехи и достижения в жизни. При общении с детьми сводите поощрения к минимуму, вместо этого – вызывайте интерес положительными эмоциями и общением.

Сертификаты благотворительности