Интеллект у детей: типы и развитие
Интеллект у детей: типы и развитие
Современное общество в России однобоко и ограничено относится к интеллектуальному развитию детей. Считается, что единственный критерий, определяющий их потенциал – это школьные оценки. Такой подход в корне не верен, так как он, по сути, является шаблонным суждением. Любые родители мечтают о всестороннем развитии детей в разных областях. И каждому из них необходимо осознать, что сын или дочь обладают умом вне зависимости от своих баллов и физической формы.
По мнению ученых, сегодня существует восемь типов интеллекта, один из которых обязательно проявится у ребенка в младшем возрасте. Чтобы понять, какой из типов ему принадлежит, необходимо наблюдать за ребенком, а также стараться постоянно развивать его способности. Возможно, ему не будет даваться литература, но он прекрасно справится с математическими задачами, достигнет успехов в спорте, творчестве.
В данной статье мы описали все виды интеллекта, а также методы их определения.
Множественный интеллект
Психолог Говардом Гарднером из США в 1983 году основал свою теорию, согласно которой человеку присущ не единый интеллект, а ряд относительно независимых способностей. Простая проверка IQ считается недостаточной для определения умственного потенциала, так как способна выявить уровень академической успеваемости. Увлечение танцами, рисованием, музыкой и т.д. при этом не учитываются.
Не исключено, что у ребенка доминируют один или два типа интеллекта, которые необходимо выявить для всестороннего развития личности и достижения успеха.
Телесно-кинестетический интеллект
Ребенок с телесно-кинетическим интеллектом отличается от своих сверстников высокой двигательной активностью, четкой координацией, ловкостью, отличной физической выносливостью и тактильной памятью. Он постоянно суетится, проявляет активность и любит подвижные игры. Ему доставляет радость занятия танцами, спортом, создание вещей своими руками. Возможно, в дальнейшем малыш станет известным танцором, строителем, скульптором или актером. Кроме того, при соответствующей подготовке ему обеспечены отличные спортивные достижения.
Визуально-пространственный интеллект
Дети с визуально-пространственным интеллектом в ходе решения геометрических задач или рисования объемных изображений способны к созданию 3D-моделей. Они легко создают пространственные образы, а также оперируют ими.
Ребенок склонен к чтению, рисованию, интерпретации картинок, графиков, диаграмм, запоминанию карт. Ему нет равных детей в скорости собирании пазлов. Также ребенок способен визуализировать физические объекты, места, сны, чувства и мысли. Он никогда не заблудится, так как отлично ориентируется на местности. Из таких детей могут вырасти художники, архитекторы, инженеры или специалисты в схожих областях.
Логико-математический интеллект
Дети с таким видом интеллекта наделены способностью к распознаванию и анализу закономерностей, а также концептуальному мышлению. Они без труда справятся со сложными математическими задачами и вычислениями, победят в споре, используя «железные» аргументы. Они относятся к любителям различных научных экспериментов, любят разбираться с числами, графиками и диаграммами.
С раннего детства такому ребенку присуща наблюдательность, нестандартное мышление, логические мышления, понимание небольших подсказок. Дети становятся учеными, математиками, программистами, инженерами и бухгалтерами.
Музыкальный интеллект
Дети с музыкальным интеллектом – это творческие личности, которые не только слушают музыку, но и обладают хорошим чувством ритма, слухом, музыкальным талантом. О музыкальном интеллекте можно говорить, если ребенок склонен:
- петь, играть на музыкальных инструментах;
- угадывать музыкальные композиции;
- запоминать мелодии, песни;
- понимать музыкальную структуру, ритм, ноты.
Не исключено, что в будущем ребенок может стать известным музыкантом, композитором, певцом или учителем музыки. Главное – раскрыть этот талант.
Лингвистический интеллект
Лингвистический интеллект наделяет детей прекрасным развитием языковых навыков. Они обладают красивым почерком, склонны к чтению, запоминанию новых слов, написанию текстов, отлично разбираются в грамматике. Написание сложных слов и разгадывание кроссвордов не вызывает у них никаких сложностей.
Оружие таких людей – слово. Они прекрасные рассказчики, отлично объясняют и запоминают письменную и устную речь, быстро изучают иностранные языки. Из таких детей вырастают писатели, журналисты, юристы, преподаватели гуманитарных наук.
Экзистенциальный интеллект
Детей с экзистенциальным интеллектом преследуют философские вопросы о смысле жизни, они находятся в постоянном поиске ответов. Малыши любят одиночество, при этом – они не скучают и не испытывают страх. Они ответственны и самостоятельны, постоянно рассуждают, дискутируют, спорят по разным вопросам. Интересно, что кроме психоаналитиков, религиозных деятелей, художником, артистов философов, из ребенка может получиться успешный предприниматель.
Межличностный интеллект
У детей, которые обладают межличностным интеллектом, выражена и развита коммуникабельность. Общение с многочисленными друзьями и хорошая компания – их любимое времяпровождение. Они отличаются состраданием, добротой и отзывчивостью.
Малыш с раннего возраста начинает понимать людей и обладает такими навыками:
- оценка эмоций, мотивов, желаний, намерений человека;
- коммуникабельность, невербальное общение;
- создание позитивных отношений с окружающими людьми;
- разрешение конфликтов на любом уровне.
В будущем они становятся психологами, консультантами, торговцами, политиками.
Натуралистический интеллект
Детей с натуралистическим интеллектом не нужно заставлять ухаживать за домашним питомцем, помогать в доме или на огороде. Это маленькие любители живой и неживой природы, которые занимаются изучением природных явлений и сохранением окружающей среды. Для своих прогулок они выбирают парки, скверы и другие места, где отсутствуют блага цивилизации. Это гордость преподавателей ботаники, биологии, зоологии. Ведь именно эти предметы изучаются с особым рвением. Возможно, что в будущем свою жизнь посвятят биологии, защите природы, садоводству или фермерству.
Специалисты рекомендуют наблюдать за ребенком с самого детства. Это поможет определиться с определением его склонностей и способностей, развивая которые можно вырастить счастливого человека, а также полноценную личность.