Тренды КСО. Почему мировые торговые марки продолжают заниматься благотворительностью
Тренды КСО. Почему мировые торговые марки продолжают заниматься благотворительностью
Социальные проблемы, которые затрагивают мировую общественность, требуют глобального подхода, заинтересованности и вовлечения в решение большого количества сторон: физических и юридических лиц. В странах Запада благотворительность является нормой жизни, и проявляется в частном или корпоративном порядке, когда коммерческие бренды поддерживают деятельность НКО. На территории России благотворительная деятельность только набирает свою популярность и поддерживается государством на уровне принятия соответствующих законодательных актов.
Фонды и бизнес: мировой опыт
Корпоративная благотворительность за рубежом осуществляется с помощью мэтчинговых программ, а также в виде подарочных карт. Кроме того, крупные компании часто поддерживают собственные программы или аффилированные фонды.
Мэтчинг: особенности работы
В таких странах, как Канада и США популярна корпоративная благотворительность в формате Matching Gift. Она предусматривает софинансирование – перечисление сотрудником организаций денежной суммы с дальнейшим ее увеличением в несколько раз работодателем, а также направлением в соответствующие фонды.
К наиболее крупным участникам мэтчинговых программ относятся General Electric, BP, Microsoft. Денежные поступления в рамках таких программ являются более удобным источником доходов. К их получению НКО не прилагают усилия. Кроме того, увеличение пожертвования делает его более значимым, что мотивирует жертвователей к благотворительности.
Благотворительность через карты и ваучеры
Во многих крупных компаниях предусмотрены «периодические» подарки для сотрудников не в виде сувениров, а в виде банковских карт с денежными средствами, которые впоследствии перечисляются в благотворительные фонды. С целью реализации программы работают платформы-агрегаторы, объединяющие организации и фонды. Информация вносится на платформу после прохождения верификации и предоставления доказательств прозрачности и честности деятельности. Поддержкой таких программ занимаются Netflix, Johnson & Johnson и другие крупные компании.
Деятельность в формате Dollars for Doers
Благотворительность в данном формате применяется преимущественно в США.
К сожалению, до настоящего времени на территории России она не реализуется. Целью программы корпоративных добровольных грантов, известной как «Доллары для грантов Doers», является не только оказание денежной помощи, но и поощрение работников к участию в общеполезной деятельности. В течение времени сотрудники выполняют волонтерскую работу в выбранном фонде, которая оплачивается компанией.
Фондами предусмотрена выплата денег от компаний, исходя из отработанного времени. Дополнительно благотворительным организациям предоставляются не только услуги сотрудника, но и дополнительные гранты, присуждаемые компанией.
Благотворительность компаний России
Сегодня на территории России в подобных программах, а также проектах принимают участие многочисленные крупные компании.
Действующие проекты
Администрации крупных корпораций считают своим долгом помогать ближним путем создания собственных проектов. Среди них можно выделить:
- «Кэшбек во благо» (банк Тинькофф).
- «Помощь рядом» (Яндекс).
- «Доброru».
Управление осуществляется подразделениями, что предусматривает профессионализацию сферы благотворительности.
Эффективность кобрединга
Качество коммерческого бренда – это не единственная составляющая его успеха. Социальная коммуникация, создание брендов, участие в благотворительности относится к популярному направлению благотворительной деятельности – кобредингу.
Участие бизнеса в работе некоммерческих организаций позволяет последним оказывать не только адресную помощь (конкретным лицам), но системную поддержку для финансирования определенных проектов. Коммерческие организации также не остаются в проигрыше и, благодаря кобредингу, более быстро и успешно продвигают свои товары.
Как ни странно, но экономический кризис благоприятствует сотрудничеству коммерческих и некоммерческих организаций. В сложный период смещаются акценты, перераспределяются бюджеты и другие ресурсы, что позволяет добиться взаимодействия с ранее недоступными брендами, а также новой аудиторией.
Идеи дигитальных подарков
Стремительный переход в дистанционный режим, развитие цифровых технологий, возможность бесконтактной доставки и легкое оформление процедуры – это факторы, позволяющие внедрить идею digital подарков в сферу благотворительности.
У сотрудников организаций, которые отказались от праздничных сувениров в пользу НКО, появляется возможность стать подписчиков образовательных ресурсов, дистанционных библиотек. Для партнеров благотворительных фондов подписка предоставляется бесплатно основе и/или предусматривает 100% скидку. Данный подарок интересен для получателя и спонсора.
Проблемы благотворительности в России
На сегодняшний момент частные компании в России тратят около 0,4% прибыли на благотворительную деятельность. Среди трудностей в этой сфере следует выделить неэффективную коммуникацию с некоммерческими организациями при налаживании связей и/или в начале их совместной деятельности.
Для небольших компаний характерно отсутствие штатных специалистов для ведения подобных проектов, что приводит к недостаточной проработке и структурированию программ. В любом случае, можно говорить о стремительном развитии благотворительности в России, а также ее и выходе на профессиональный уровень. В свою очередь, государство упростило налоговую нагрузку на благотворительные фонды.