Социальная ответственность – объект инвестиций для всех компаний в России
Социальная ответственность – объект инвестиций для всех компаний в России
Сегодня бизнес в России заинтересован в корпоративной социальной ответственности. Она привлекает инвесторов, способствует притоку потребителей, а также устанавливает на международном рынке доверительные отношения. Принцип работы и преимущества КСО стали объектами изучения журналистов из Forbes Life.
Благотворительные фонды и бизнес
Кроме помощи благотворительным фондам, компании-резиденты России самостоятельно становятся инициаторами культурных и образовательных программ. При этом традиционные формы контроля и аудита уступают место корпоративной социальной ответственности. Для успешного бизнеса необходима лояльность сотрудников, что, в свою очередь, связано с благополучной социальной средой в организациях. Благодаря КСО компании продолжают благотворительную деятельность в кризисных ситуациях.
Социальная ответственность – это форма защиты и рекламы бизнеса.
Социальная активность бизнеса востребована государством и обществом. К главным объектам внимания относят экологию, о чем можно судить по общественному резонансу, вызванному норильской и камчатской техногенными катастрофами. Согласно статистике, 3/4 опрошенных резидентов убеждены, что частные компании России обязаны оказывать помощь местным сообществам. Более 58% респондентов утверждают, что охотнее бы пользовались товарами и услугами организаций, чья деятельность связана с благотворительностью и помощью населению с материальными проблемами.
Роль инвесторов в благотворительности
Инвесторы заинтересованы в социальной ответственности не меньше, чем потребители данных услуг. Для оценки ее уровня предусмотрены специальные рейтинги, наиболее влиятельным из которых является Environmental, Social and Governance.
ESG оценивает экологические, социальные и управленческие риски компаний, что позволяет инвесторам определиться с перспективностью, а также безопасностью финансовых вложений. Помимо рейтингов при оценке учитывают мнения экспертов.
Благотворительность в России
Социальная ответственность, как инструмент ведения бизнеса, сформировалась в США в 50-60-х годах прошлого века. Но к преподаванию КСО в России приступили лишь в начале 2020 годов. Как отмечает эксперты, вместо отставания российским бизнесменам свойственны большие вложения в благотворительность, чем их зарубежным коллегам. Если на благотворительную деятельность у иностранных компаний отводится не более 1% прибыли, тот в России этот показатель нередко достигает за 5-8%.
Внимание! Налоговые льготы со стороны государства стали доступны благотворителям лишь весной 2020 года. Спустя 15 лет после отмены участие в бизнесе снова сопровождается налоговым вычетом, который приравнивает пожертвования к статьям расхода, что способствует сокращению базы налогообложения.
Негативные стороны
Поскольку отчисления на благотворительность ранее допускались лишь с прибыли, этот вид деятельности приписывался исключительно владельцам и акционерам предприятий, что привело к непониманию, а также большому разрыву между бизнесом и социальной сферой. Благотворители не могут понять, в чем нуждаются НКО, а некоммерческие организации относят жертвователей к «денежным мешкам».
Однако в бизнесе России заметны тенденции к активизации благотворительности. К трансферам денежных сумм прибавилась работа волонтеров. Информация в резюме руководителя, что он не просто отдал деньги, а принял участие в социальном продукте, приобретает форму тренда. Материальные инвестиции часто заменяются временными.
Кроме этого, активная социальная политика компаний благоприятствует притоку молодых сотрудников, которые начинают задумываться над социальными проектами еще во время обучения в учебных заведениях. КСО можно рассмотреть на примерах известных компаний, действующих на территории России.
Mars Wrigley Россия: ценности компании
По мнению директора «Mars Wrigley Россия» Махера Батруни, благотворительность в мире должна быть тождественна непосредственной деятельности предприятия. Например, компании, которые производят корм для домашних животных, должны опекать собачьи приюты, а производители продуктов питания обязаны жертвовать средства на продовольственную безопасность. Дополнительно юридические лица должны вникать в интересы и социальные проблемы местного сообщества, а также реагировать на них проведением соответствующих благотворительных акций.
Как считает Махера Батруни, волонтеры в России приближается к пику своей популярности. Делающие добрые дела люди имеют цель в жизни, что сопровождается большим эмоциональным подъемом. При этом руководство «Mars Wrigley Россия» поощряет любые социальные инициативы. Каждый сотрудник компании хотя бы раз в году может воспользоваться оплачиваемым рабочим днем для волонтерской деятельности.
ИКЕА: Reduce, Reuse, Recycle
Стратегию ответственности перед обществом и планетой мебельный гигант ИКЕА в Швеции развивает в трех направлениях, включающих
- внедрение здорового образа жизни;
- забота об экологической ситуации;
- равные возможности каждому члену общества.
На фоне площадей, занятых в России под свалки, представители ИКЕА концентрируют внимание на цикличной экономике с соблюдением правила трех R, под которым подразумевается уменьшение отходов, их вторичное использование, а также эффективная переработка. На сегодняшний день в 10% продукции компании использованы переработанные материалы, а 72% производимых компанией товаров могут перерабатываться без ущерба для окружающей среды.
Яндекс: в заботе о ближнем человеке
В условиях пандемии коронавируса сервис Яндекс Go запустил новый проект «Помощь рядом». Социальная деятельность здесь выражена организацией поездок для медицинского персонала и сотрудников НКО, бесплатным тестированием в домашних условиях, доставкой продуктовых наборов людям с ограниченной подвижностью.
Во время работы курьеры и водители Яндекса обеспечены масками, перчатками, санитайзерами и термосумками. Находящемуся на излечении персоналу оказывается моральная и материальная помощь. Каждый водитель, который выполняет заказы Яндекса, имеет право на бесплатную дезинфекцию своего автомобиля на одном из 150 пунктов, действующих в рамках проекта по всей России, что достойно уважения.