Организация благотворительных мероприятий
Организация благотворительных мероприятий
Среди всех видов благотворительности у НКО наибольшей популярностью пользуется формат ярмарок, аукционов, концертов и т. д. Чтобы проведение культурно-массового мероприятия не вступило «в конфликт» с законодательством, оно должно иметь четкую юридическую поддержку. Благодаря помощи профессиональных юристов сегодня мы расскажем вам о проблемах, которые ожидают организаторов во время проведении благотворительных мероприятий, и рассмотрим, можно ли их избежать.
Как избежать налогообложения
Факт получения денежной выручки за проданные товары, услуги или работы приравнивает работу аукционов к коммерческим мероприятиям.
Все пожертвования сопровождаются материальной компенсацией, утрачивая статус безвозмездной помощи.
Налог на прибыль, как обязательная составляющая коммерческой деятельности, должен быть уплачен с каждого реализуемого на аукционе лота. Его размер зависит от системы налогообложения, которой пользуется НКО. Наиболее распространенной считают упрощенную систему – она подразумевает уплату 6% от прибыли. Для законности благотворительного аукциона реализуемое имущество должно быть взято на баланс НКО с оформлением соответствующей документации. При отсутствии документов, подтверждающих собственника лотов, продажа считается незаконной.
Внимание! Уплата налога осуществляется на основании договора купли-продажи, который предварительно заключается между участниками мероприятия.
Предмет, выставленный на торги, относится к нецелевому использованию, следовательно, – попадает под налогообложение согласно своей оценочной стоимости. Полученное в дар имущество целесообразнее передать лицам или организациям, представляющим объекты, на которые направлена благотворительность. Уменьшить или избежать налогообложения поможет партнер в роли организатора и налогоплательщика.
Делаем выводы
При подготовке аукциона организатор должен собрать документацию, подготовиться к уплате налогов или заручиться поддержкой бизнес-партнера.
Акции и ярмарки – это некоммерческая деятельность?
Реализация продукции на благотворительных ярмарках подразумевает получение денежных средств, что не остается без внимания налоговой службы. Мероприятие соответствует законодательству, если оно сопровождается приказом главы НКО с информацией о видах и стоимости продукции, а также дате и месте проведения ярмарки.
Помимо оформленного внутреннего счета, благотворительный фонд должен предоставить документальную информацию о целях приобретения продукции, а также направлении вырученных средств. Организаторы обязаны учитывать не полную реализацию товаров, что может обернуться убыточностью акции.
Участие в ярмарках не относится к коммерческой деятельности в двух случаях:
- Сбор пожертвований осуществляется путем маркирования ящика, а каждый взнос сопровождается выдачей символических предметов, информации о целях сбора. Главное – организатор не должен афишировать денежную зависимость приза от суммы, которая вносится. При выборе такого формата организаторам необходимо ознакомиться с изменениями в Федеральном Законе РФ «О благотворительной деятельности и волонтерстве» №135-ФЗ от 11.08.1995 г. (последние изменения 2021 года).
- Коммерческая деятельность входит в мероприятие иной НКО. При этом совместная деятельность должна подтверждаться документальным соглашением, а покупатели обязаны знать, куда именно пойдут затраченные ими денежные средства.
На заметку! С 2019 года коммерческая деятельность с участием физических лиц сопровождается выдачей чеков, что также относится к благотворительным ярмаркам.
Делаем выводы
Коммерческий/некоммерческий статус ярмарки зависит от формы реализации: получения денег за товар или как благодарность, сопровождающая пожертвование.
Благотворительность: особенности отчислений
Благотворительные акции часто проводятся при совместном участии НКО и коммерческих структур. Полученные с реализации товаров, услуг или работ деньги перечисляются в некоммерческие организации в качестве пожертвований. Обязательным условием является заключение совместного договора с упоминанием специальных условий мероприятия, но исключающего точную сумму пожертвования.
Последний фактор заменяют благотворительные отчисления, измеряемые в процентах, и поступающие в распоряжение НКО после подсчета результатов по завершению мероприятия. Налогообложению подвергается коммерческая организация, а источник отчислений здесь – чистая прибыль. Заключение договора с указанием процента перечислений производится до начала мероприятия. Необходимо учесть, что акции могут растягиваться на месяцы, а раньше их окончания средства в НКО не передаются.
На заметку! Сотрудничество некоммерческих и коммерческих организаций, сопровождаемое взаимным использованием символики сторон, приобретает статус рекламы, а впоследствии – становится основным объектом налогообложения.
Делаем выводы
Для соблюдения условий договоренности процент благотворительных отчислений должен быть закреплен в договоре, заключенном до начала совместной акции.
Благотворительность и авторские права
Передача поделок, рисунков и других предметов творчества подопечных НКО в виде дара или сувенира благотворителю может быть расценена, как нарушение авторских прав. В таких случаях для решения проблемы достаточно согласия автора.
Продажа предметов творчества сопровождается договором, подтверждающим согласие коммерческого характера проводимой деятельности без каких-либо выгод для себя. По письменному разрешению автора права на использование и реализацию его произведений полностью переходят к НКО. Договор может сопровождаться территориальными и другими ограничениями. Соглашение с несовершеннолетними авторами заключается при участии родителей или непосредственных опекунов.
Делаем выводы
Произведения подопечных не исключают использования в качестве подарков при условии документально подтвержденных прав некоммерческой организации.
Оплата за вход – вид пожертвования
Проводимые мероприятия нередко сопровождаются взиманием платы за вход, что приравнивается к пожертвованию. Но в действительности такой вид деятельности носит все признаки коммерческого характера, предполагающего уплату налога. Чтобы избежать налогообложения, вместо кассира на входе организаторы используют ящики для пожертвований, устанавливаемые в помещении, где проводится благотворительное мероприятие. Во всех случаях этот вид платы носит добровольный характер.