Чем благотворительность в России отличается от других стран
Чем благотворительность в России отличается от других стран
В 2020-2021 гг. статья расходов благотворительности в России оказалась в два раза ниже, чем в других странах Европы. Однако ее масштабы уже сравнимы с успехами тех государств, которые лидируют в помощи нуждающимся лицам. К примеру, совокупные расходы на проведение организованной и неорганизованной благотворительной деятельности в России составляет 6 млрд. долларов, что является 1/2 аналогичных показателей в Англии (там они достигают 13 млрд. долларов).
Возможности для расширения благотворительности в России не исчерпаны. Эксперты CAF считают, что движущим фактором в развитии филантропии на территории нашей страны является активность физических лиц. В ежегодном обзоре CAF сказано, что количество граждан России, которые жертвуют деньги для благотворительных целей, достигает 21%. Такие же показатели и в других государствах СНГ.
В развитых странах ситуация обстоит иначе:
- Англия достигла показателя в 68% по этому направлению.
- В США процент благотворителей составляет 60%.
Следует учесть, что об абсолютных масштабах благотворительности можно судить через призму экономического состояния государства. Так, благотворительные фонды Германии ежегодно расходуют до 17 млрд. евро на нужды социума, что составляет 1/3 часть аналогичных затрат всех стран Евросоюза (Франция, Австрия, Италия, Испания).
На институционную структуру, а также вовлеченность в благотворительность также влияют социальные и культурные особенности регионов. По сравнению с южно-европейскими регионами, жители северных европейских стран занимаются филантропией более активно. Роль некоммерческих организаций США, которые занимаются филантропией, менее значима в сравнении с европейскими странами. Так, их вклад не превысил 18% всех общегосударственных затрат на филантропию. При этом частные благотворительные пожертвования отличаются высокой долей вклада – свыше 68%.
В Европе деятельность благотворительных фондов находится на первом месте и отличается своей целевой вовлеченность, а также своей высокой концентрацией. Культуру благотворительности в России сегодня наделяют уникальным значением, несмотря на то, что она находится только на этапе своего формирования.
Крупным благотворительным фондам отведена функция посредников:
- для увеличения эффективности пожертвования;
- с целью снижения рисков благотворителей.
Согласно проведенным исследованиям CAF выяснилось, что низкий уровень доверия к благотворительным фондам России является одной из основополагающих причин, которые препятствуют развитию филантропии. Рост доверия можно повысить с помощью рейтингов, которые уже внедрены в других странах и являются примером.
Составление рейтингов наиболее развито в США и Канаде. Оценке подлежат не только финансовые показатели компаний, но также анализируется их локальные нормативные акты, принципы управления, цели и задачи. Люди ориентируются на информацию, поданную в Charity Navigator, Charity Watchdog и MoneySence.
Недостаточная прозрачность, а также неполное раскрытие данных о некоммерческих организациях в России означает, что данное направление только начинает свое развитие, и для него в будущем есть все перспективы.