Корпоративный фонд в России
Корпоративный фонд – это благотворительный фонд, который был создан предприятием для реализации общеполезной деятельности. Благодаря НКО бизнес имеет возможность направлять средства на благотворительность – не только напрямую.
Учет числа корпоративных фондов на государственном уровне не ведется, но известно, что в 2020 году в России функционирует 23 крупных корпоративных фонда. Общая сумма их затрат на благотворительные проекты – более 100 млн. рублей ежегодно.
Корпоративный фонд: выводы о работе
- сумма, которая выделяется корпоративными фондами, сопоставима с теми расходами, которые идут из федерального бюджета;
- за неполный 2020 год рост доходов со стороны корпоративных фондов уже превысил 87 млн. рублей, что в пересчете на евро – более 21 млн. евро;
- около 55% корпоративных фондов прошли регистрацию в Москве;
- за Москвой по списку идут такие города, как Свердловск, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, а также республика Татарстан – там создан круг попечителей.
Корпоративный фонд может привлекать не только частные, но и государственные средства. За 2019 год сумма расходов на благотворительность со стороны НКО в Москве достигла отметки в 9,3 млрд. рублей – это 70% от всех вложений в сферу. Еще 8 организаций получили финансирование путем участия в конкурсе Фонда грантов.
Среди наиболее крупных корпоративных фондов можно выделить «Почет», «Ренова», «Татнефть». Также некоторые НКО фигурируют в базе, как организации фандрайзинга, среди них: «Дорога к миру», «ОМК-участие» и т.д.
Корпоративный фонд представляет собой единую управляющую систему для реализации социальных целей юридического лица. Управление происходит напрямую и/или учредителями. Политика НКО связана с политикой и приоритетами самой фирмы.
Корпоративный фонд представлен двумя моделями финансирования:
- денежные отчисления от дохода НКО за календарный год;
- перевод отчислений, как дополнение к созданию капитала.
Отличия представленных моделей в следующем. Первый вариант работы корпоративного фонда можно сопоставить со стандартной программой компании, когда юридическое лицо – это управляющая структура, она расходует все активы. Такая организация занимается исключительно благотворительностью, не спонсорством.
Корпоративный фонд второго вида предусматривает создание капитала. Здесь руководитель выделяет часть прибыли, которая идет на инвестирование, проекты по благотворительности и т.д. Главный плюс – в любой период НКО имеет возможность не снижать объем выплат по разным благотворительным программам.
В данной категории стоит также выделить такое понятие, как семейный фонд.
Семейный фонд – это благотворительный фонд, который был создан не одним человеком, а семьей/членами семьи. По факту, он работает так же, как и корпоративный фонд, но имеет одно различие: состав управления НКО включает всех его представителей.
Семейный фонд – понятие, которое получило большую популярность в США, чем в России. У нас в стране создан один семейный фонд «Династия», его представителями является семья Зимина – она оказывает помощь проектам в сфере науки и образования.