Наставничество для детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущества и недостатки
Программа наставничества занимает особое место в перечне инструментов для поддержки детей, которые были лишены родительской опеки.
Наставничество детей-сирот
Цель программы наставничества – подготовить детей-сирот к самостоятельной жизни в будущем. При регулярном общении наставника и подопечного на протяжении длительного времени ребенок начинает доверять взрослым, он чувствует себя нужным. В дальнейшем социальная адаптация к школе и общению с окружающими проходит проще.
Внимание! Наставничество – это отношения, скрепленные соглашением.
Обычно первый год встречи ребенка и наставника происходят один раз в неделю. На территории России функционируют несколько десятков некоммерческих организаций, практикующих программу наставничества. В проекте участвуют тысячи наставников.
Программа наставничества: факты и цифры
По результатам исследования, 80% подопечных в детских домах России – это дети подросткового возраста. Участие волонтеров помогает им покинуть стены детдома взрослыми и уверенными в себе людьми по достижению совершеннолетнего возраста.
Согласно статистике, в 2020 году в детдомах страны находится 43,7 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно учреждение покидают 4 тыс. ребят, которым исполнилось 18 лет. Счастливыми из них чувствуют себя лишь 55% – все они ранее имели общение с волонтерами. До 80% подопечных, которые прошли программу наставничества, создали семью, ведут правильный образ жизни, успешно трудоустроены.
Еще 90% участников психологического исследования, которым в детстве помогали волонтеры, имеют крепкие общественные отношения. Половина этих людей выразила желание стать наставниками, принимать участие в благотворительности в будущем.
История появления понятия
Рассмотрим этапы становления наставничества.
Этап первый
В США первая программа наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» была реализована больше 100 лет назад, в 1904 году в Нью-Йорке.
Бухгалтер Эрнест Коултер принял решение создать центр, который оказывал помощь детям подросткового возраста в выборе жизненного пути. Для работы в организации он набрал 39 человек – все они выразили желание стать личными волонтерами для 39 подростков. По истечении 12 лет эта программа получила популярность и охватила 96 городов США. На международный уровень она вышла в 75 году XX века. Сегодня программа наставничества распространена более, чем в 15 странах.
Этап второй
На территории СССР программа наставничества появилось в 30 годы XX века. Однако активно применять эти методы стали значительно позже, в 1970 году. Тогда большое внимание отводилось профессиональному образованию и общественной деятельности молодых людей. В том числе, программы наставничества использовали методы политического воспитания и формирования мировоззрения у молодежи.
Этап третий
Программы наставничества в современной России появились в 2003 году. Первый статус МОО (межрегиональной общественной организации) присвоили движению «Старшие Братья Старшие Сестры». Задача организации заключалась в том, чтобы поддерживать детей, которые остались без попечения родителей, и ребят из неблагополучных семей, получивших травмирующий жизненный опыт. Также оказывалась помощь в воспитании подростков, проживающих в приемных семьях.
Этап четвертый
Следующий этап по развитию наставничества в России пришелся на 2013-2016 гг.
Проекты принялись реализовывать многие некоммерческие организации. На сегодняшний день больше 8 тыс. воспитанников приняли активное участие в данных проектах. Более того, в 2014 году компания «Мултон» по производству нектаров и натуральных соков запустила программу по благотворительности «Растим добро».
Задачи наставников
Настоящих родителей ребенку не сможет заменить никто, даже самый хороший наставник. Но в тех ситуации, когда малыш из детского дома остается без родительской опеки, без помощи программы наставничества никак не обойтись. На сегодняшний день у нее есть много преимуществ – об этом мы поговорим далее.
Какова польза от наставничества
- Время, уделенное наставником подопечному, важно для развития ребенка. Принимая участие в жизни малыша, волонтер раскрывает его индивидуальность, особенности, личные качества. Они помогут ребенку в дальнейшем построить здоровые межличностные отношения в жизни (в том числе, в социуме).
- Благодаря волонтерам дети-сироты осваивают нужные навыки легче, проще, быстрее. В детском доме у персонала нет желания решать подобные вопросы. Наставник оказывает на ребенка положительное влияние, помогает ему побороть страх и узнать новую информацию, старается раскрывать и содействовать в развитии интересов подопечного. Рядом с взрослым человеком воспитанник ощущает себя в безопасности.
- Систематическое общение с наставником вносит позитивные изменения в жизнь любого ребенка. Малыш старается быть более активным и самостоятельным, он проявляет инициативу. У него появляется уверенность в себе, ведь он ощущает поддержку наставника, готового прийти на помощь в любой, даже самой трудной ситуации.