Наставничество для детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущества и недостатки

 Наставничество для детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущества и недостатки

17.03.2021, 02:30

 Программа наставничества занимает особое место в перечне инструментов для поддержки детей, которые были лишены родительской опеки.

 Наставничество детей-сирот

 Цель программы наставничества – подготовить детей-сирот к самостоятельной жизни в будущем. При регулярном общении наставника и подопечного на протяжении длительного времени ребенок начинает доверять взрослым, он чувствует себя нужным. В дальнейшем социальная адаптация к школе и общению с окружающими проходит проще.

 Внимание! Наставничество – это отношения, скрепленные соглашением.

Обычно первый год встречи ребенка и наставника происходят один раз в неделю. На территории России функционируют несколько десятков некоммерческих организаций, практикующих программу наставничества. В проекте участвуют тысячи наставников.

Программа наставничества: факты и цифры

 По результатам исследования, 80% подопечных в детских домах России – это дети подросткового возраста. Участие волонтеров помогает им покинуть стены детдома взрослыми и уверенными в себе людьми по достижению совершеннолетнего возраста.

Согласно статистике, в 2020 году в детдомах страны находится 43,7 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно учреждение покидают 4 тыс. ребят, которым исполнилось 18 лет. Счастливыми из них чувствуют себя лишь 55% – все они ранее имели общение с волонтерами. До 80% подопечных, которые прошли программу наставничества, создали семью, ведут правильный образ жизни, успешно трудоустроены.

Еще 90% участников психологического исследования, которым в детстве помогали волонтеры, имеют крепкие общественные отношения. Половина этих людей выразила желание стать наставниками, принимать участие в благотворительности в будущем.

 История появления понятия

  Рассмотрим этапы становления наставничества.

 Этап первый

 В США первая программа наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» была реализована больше 100 лет назад, в 1904 году в Нью-Йорке.

 Бухгалтер Эрнест Коултер принял решение создать центр, который оказывал помощь детям подросткового возраста в выборе жизненного пути. Для работы в организации он набрал 39 человек – все они выразили желание стать личными волонтерами для 39 подростков. По истечении 12 лет эта программа получила популярность и охватила 96 городов США. На международный уровень она вышла в 75 году XX века. Сегодня программа наставничества распространена более, чем в 15 странах.

 Этап второй

 На территории СССР программа наставничества появилось в 30 годы XX века. Однако активно применять эти методы стали значительно позже, в 1970 году. Тогда большое внимание отводилось профессиональному образованию и общественной деятельности молодых людей. В том числе, программы наставничества использовали методы политического воспитания и формирования мировоззрения у молодежи.

 Этап третий

 Программы наставничества в современной России появились в 2003 году. Первый статус МОО (межрегиональной общественной организации) присвоили движению «Старшие Братья Старшие Сестры». Задача организации заключалась в том, чтобы поддерживать детей, которые остались без попечения родителей, и ребят из неблагополучных семей, получивших травмирующий жизненный опыт. Также оказывалась помощь в воспитании подростков, проживающих в приемных семьях.

 Этап четвертый

 Следующий этап по развитию наставничества в России пришелся на 2013-2016 гг.

Проекты принялись реализовывать многие некоммерческие организации. На сегодняшний день больше 8 тыс. воспитанников приняли активное участие в данных проектах. Более того, в 2014 году компания «Мултон» по производству нектаров и натуральных соков запустила программу по благотворительности «Растим добро».

 Задачи наставников

 Настоящих родителей ребенку не сможет заменить никто, даже самый хороший наставник. Но в тех ситуации, когда малыш из детского дома остается без родительской опеки, без помощи программы наставничества никак не обойтись. На сегодняшний день у нее есть много преимуществ – об этом мы поговорим далее.

 Какова польза от наставничества

  1. Время, уделенное наставником подопечному, важно для развития ребенка. Принимая участие в жизни малыша, волонтер раскрывает его индивидуальность, особенности, личные качества. Они помогут ребенку в дальнейшем построить здоровые межличностные отношения в жизни (в том числе, в социуме).
  2. Благодаря волонтерам дети-сироты осваивают нужные навыки легче, проще, быстрее. В детском доме у персонала нет желания решать подобные вопросы. Наставник оказывает на ребенка положительное влияние, помогает ему побороть страх и узнать новую информацию, старается раскрывать и содействовать в развитии интересов подопечного. Рядом с взрослым человеком воспитанник ощущает себя в безопасности.
  3. Систематическое общение с наставником вносит позитивные изменения в жизнь любого ребенка. Малыш старается быть более активным и самостоятельным, он проявляет инициативу. У него появляется уверенность в себе, ведь он ощущает поддержку наставника, готового прийти на помощь в любой, даже самой трудной ситуации.

Сертификаты благотворительности