Оценка социального проекта

Оценка социального проекта

21.05.2021, 05:15

 Оценка социального эффекта актуальна для анализа благотворительных проектов.

Основной упор здесь делается на социальной составляющей, чем она разительно отличается от многих сфер бизнеса. Если проект должен решить какую-то проблему или снизить ее остроту, важно понять, насколько он отвечает требованиям, а затем выяснить, действительно ли он позволяет добиться поставленной цели. Зачастую речь идет:

  • о новых установках в работе;
  • о работе над состоянием (эмоциональным, физическим);
  • о поведении клиента в разных условиях и т.д.

 К примеру, нужно увеличить количество бедных семей, у которых повысился валовый доход. Или увеличить число инвалидов, которые стали научились жить независимо и самостоятельно благодаря социальной программе.

 Необходимо уделять особое внимание изначальному определению, а также требуется правильно ставить социальные цели. После проекта жизнь человека должна измениться в лучшую сторону. Его авторы обязаны понимать, как именно достичь тех или иных целей, какие факторы позволяют сделать это без проблем. Еще следует выделить нюансы, из-за которых получение результатов может стать значительно более сложным.

 Варианты стратегий

 Специалисты рекомендуют научиться строить логические модели, разрабатывать «теорию изменений». Теория изменений – это что, почему и в какой последовательности должно меняться. Следует также уточнить, кто вовлечен в деятельность, какие действия предпочтительны в рамках определенной ситуации.

 На данном этапе наилучшая стратегия – поиск компетентного консультанта. Специалист поможет понять логику проекта, сформулировать список планируемых результатов, выделить наилучшие способы оценки их достижения.

 Иногда бывают такие ситуации, когда запрос на оценку и получение дополнительной информации появляется после старта проекта. К примеру, организаторам хочется удостовериться в том, что они идут в правильном направлении. Они должны понять, полезно ли их дело.   Запросы бывают внешними и внутренними.

 Особенности измерения социальных перемен

 Зачастую социальные результаты и цели, которых собираются достичь организаторы, определяются социальной проблемой, которую должен решить конкретный проект. Кроме того, целесообразно выделить критерии, говорящие об их достижении.

Цепочка достижения результата состоит из перечисленных элементов:

  1. Ресурсы – то, что необходимо для достижения результата.
  2. Деятельность – то, что нужно будет делать, что проводится в данный момент для достижения целей (оказание услуг, организация различных мероприятий).
  3. Результаты, которые могут меняться во время деятельности. К примеру, речь о числе оказанных услуг, проведенных мероприятий и т.д.
  4. Социальное воздействие или эффект – изменения в жизни, которые может повлечь за собой проект. Сразу оценить их нельзя, приходится ждать некоторое время. К примеру, это может быть снижение количества преступлений среди подростков.

 Самая частая ошибка, которую допускают специалисты, состоит в измерении исключительно вложенных ресурсов и объема приложенных усилий. К примеру, попытки посчитать, сколько именно было произведено продукции, сколько людей воспользовалось услугами компании и так далее.

 Виды социальной эффективности

 Есть несколько видов эффективности, которые обязан учитывать специалист:

  1. Производительность. Представляет собой объем ресурсов, которые потратил организатор, к полученным им результатам.
  2. Экономичность. Тут учитывается объем использованных ресурсов на единицу достигнутого результата.
  3. Социальная эффективность. Представляет собой соотношение социальных результатов к непосредственным результатам.
  4. Экономическая эффективность. Отношение денежных результатов к тратам на исполнение социального проекта.
  5. Эффективность социально-экономического характера. Рассматривают соотношение достигнутых социальных результатов к тратам ресурсов.

 Оценить социальные результаты не так просто, потому что увидеть их сразу невозможно. Кроме того, не всегда ясно, почему вообще наступили изменения: от проекта или за счет случайности, вмешательства других факторов и так далее.

 Например! Участник проекта, который должен был найти работу, устроился в какую-то компанию, но приложил для этого и другие усилия, а не только пользовался предложенной ему программой. Или же он мог трудоустроиться и без участия в проекте. А ребенок, который после программы должен был стать более самостоятельным, получил это качество просто потому, что повзрослел.

 Проще всего провести анализ количественных показателей, однако они не всегда отражают качество. Для оценки проекта нужно иметь много знаний и опыта.

 Наиболее распространены стоимостные оценки социальных результатов. Этот способ предполагает подсчет расходов, которые несут люди из-за определенной социальной проблемы. Также можно делать акцент на продуманном управлении социальными изменениями. Для этого нужно делать следующее:

 Шаг 1. Сформулировать основную цель. На данном этапе необходимо понять, какую именно социальную проблему должен решить проект. А также наметить действия, которые должны будут предприниматься, оценить риски и т.д.

 Шаг 2. Проанализировать, от кого зависит реализация программы, дать оценку людям, ждущим изменений. Нужно понять, чего они ждут, что делают для выполнения поставленных задач и предоставить им это.

 Шаг 3. Сформулировать планируемые результаты. В том числе, здесь необходимо определиться, достаточно ли будет имеющихся ресурсов.

 Шаг 4. Проанализировать полученные результаты. Организаторы должны регулярно следить за тем, двигаются ли они к достижению целей или нет.

 Шаг 5. Рефлексировать и развиваться. Здесь нужно быть объективным и отдавать себе отчет, насколько полезен проект или программа.

 Делаем выводы

 Важно помнить, что самостоятельно проверить эффективность проекта сложно. Лучше всего привлечь к этому делу специалистов. В то же время нельзя действовать по принципу «отдал и забыл». Организаторы обязательно должны быть вовлечены в оценку.

Сертификаты благотворительности