Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение

30.05.2021, 07:02

 Каждого ребенка можно считать особенным. Все дети отличаются внешностью, культурой, характером, привычками, религией. По роду профессии педагогам необходимо научить своих подопечных, что ценность человека не зависит от его физических возможностей и достижений – со всеми нужно дружить и относиться, как к равному. Не следует путать инклюзивное обучение с буллингом. Это разные, но актуальные понятия в настоящее время. В безопасной среде и психологическом комфорте нуждаются все люди.

 Инклюзия для каждого

 Многие считают, что понятие инклюзии применимо исключительно к школьному образованию детей с психофизическими особенностями. Такое утверждение неверно.  

Инклюзия – это увеличение степени участия каждого человека в социуме, невзирая на его физические, психические и другие интеллектуальные особенности.

 Главная задача инклюзии – создать условия для эффективного развития личности малышей с особыми потребностями, формируя соответствующую образовательно-развивающуюся среду. В инклюзивных школах от особенных детей не требуется подстраиваться к уже существующему образовательному процессу. Принципы системы обучения меняются ради них. Данная тактика позволяет избежать дискриминации и делает школьное образование доступным для каждого ребенка. 

Особые образовательные потребности возникают, если у ребенка:

  • нарушены зрительные функции (полная или частичная слепота);
  • нарушен слух (полная глухота, слабость восприятия звуков);
  • нарушена речь, задержка в психическом развитии;
  • нарушение опорно-двигательной системы;
  • умственная отсталость, сложные недостатки в развитии (например, аутизм).

 Необходимо исключение любого предвзятого отношения, ограничения прав детей с возможностями и потребностями, отличающихся от общепринятых стандартов. 

 Детское поведение

 По мнению специалистов, все детские сады в России должны стать инклюзивными. Дошкольные учреждения можно считать первым полноценным микросоциумом, предназначенным для общения и взаимодействиями малышей между собой. Особенным малышам необходимо общение со своими сверстниками. Для самых гениальных педагогов сложная задача – «заложить» в сознание ребенка стандарты нормального поведения. Оно вырабатывается в процессе взаимодействия с другими детьми.

 Нахождение в обычной детсадовской группе особенных малышей очень важно для их последующей жизни, социализации, приобретения коммуникативных навыков и развития талантов. В таких случаях требования к персоналу по присмотру и уходу за особенными детьми повышаются. Помещения должны быть доступны для всех и оснащены соответствующим образом: наличие пандусов и лифтов, возможность проведения физиотерапевтических процедур и т.д.

 Установка стандартов

 В детских садах дети не получают академические знания, что упрощает инклюзию. В школьном возрасте необходимо соблюдение четких критериев – федеральных стандартов, на основании которых обучаются дети с особенностями в развитии.

 Аутистические расстройства предусматривают получение образования по таким стандартам, применяемым в зависимости от тяжести нарушения психического развития:

  • для ребенка предусмотрена обычная образовательная программа, при необходимости корректировки поведения предлагается помощь руководителя;
  • начальная школа предусматривает прохождение обычной образовательной программы в течение пяти лет, что позволяет усвоить учебный материал;
  • во время учебного процесса корректировка поведения, помощь в адаптации, подготовка к экзаменам осуществляется при поддержке руководителя;
  • если у ребенка нарушена интеллектуальная сфера, он учится по программе для коррекционных классов.

 Внимание! В задачу педагогов входит правильных выбор стандарта обучения. Нахождение ребенка в чрезмерно сложной среде будет препятствовать его развитию. При правильном подборе программы дети достигают в обучении существенных успехов. Возможно ежегодное повышение уровня ее сложности. 

 Понятия частичного и обратного включения

 Инклюзия в России существует в двух формах:

  1. Частичная инклюзия. В школах имеются специальные классы для особенных учеников, в которых они занимаются изучением отдельных предметов. Остальные уроки проходят с одноклассниками.
  2. Обратная инклюзия. Предусматривает посещение некоторых уроков в коррекционных классах обычными детьми.

 Ключевой принцип – правильно подобранная форма инклюзии, соответствующая образовательным возможностям ученика. Важно общение обычных и особенных детей за пределами учебного заведения, в каком-либо творческом кружке или спортивной секции.

Проблемы инклюзивного образования

 Посещение ребенка обычной школы часто вызывает переживания родителей из-за возможной его травли со стороны сверстников.

Буллинг – это актуальная проблема для всех школ, независимо от обучения в ней особенных детей. Согласно данным статистики в России, практически все подростки сталкивались с травлей как жертва, агрессор или просто сторонний наблюдатель.

 Ответственные за сложившуюся в учебном заведении негативную ситуацию – взрослые. В задачу учителей входит организация безопасного пространства, объединение класса, постановка совместных задач, введение правил и требований. Дети, в силу своего возраста не способны глубинно анализировать свое поведение, адекватно отстаивать свои границы и разрешать конфликты. В этом им должны помочь более опытные наставники. 

 Для решения проблемы требуется объединение усилий вовлеченных родителей, учителей, ответственных психологов, социальных педагогов. По сути, инклюзивное образование является сложным процессом, требующим терпения, осознанности, высокого профессионализма преподавателей, а также материальных и финансовых ресурсов.

Сертификаты благотворительности