Фудшеринг в России и мире
Фудшеринг – это прием пищи в компании людей, совместное использование одной территории для производства и приготовления еды, а также разговоры на данную тематику (согласно определению Кембриджского словаря). К примеру, когда мама спрашивает у ребенка, что он кушал в школе, можно считать, что оба участника диалога занимаются фудшерингом. В данной статье мы предлагаем поговорить о другом формате понятия: распределении пищи и продуктов среди тех, кто в этом нуждается.
Виды фудшеринг-сервисов в России
По статистике, ежегодное количество пищевых отходов в России составляет 17 млн. тонн. Такие цифры не только пугают, но и мотивируют на принятие каких-либо мер.
Банк еды
Первым «банком еды» в России стал благотворительный фонд «Русь». Начав свою деятельность в 2012 году, он до сих пор успешно занимается формированием и распределением продуктовых наборов по всей стране для нуждающихся граждан. Также организация сотрудничает с другими фондами в 57 регионах России.
Волонтерские программы
Широко известный в стране проект foodsharing.ru славится своей благой миссией по спасению остатков еды. В ходе его реализации волонтеры создали свою собственную коалицию и начали сотрудничать с различными заведениями, имеющими прямое отношение к пищевой промышленности (рестораны, магазины, кафе и т.д.). Получая оставшуюся в них пищу, добровольцы раздают ее нуждающимся людям. На данный момент в составе программы находится 50 тыс. человек.
Мобильные приложения
Задумка создавать приложения, через которые можно покупать определенные продукты питания со скидкой 50-80%, набирает все большую популярность.
И это неспроста, ведь такого рода маркетинговый ход выгоден со всех сторон. Во-первых, заведение становится более известным, а его затраты оправдываются. Во-вторых, окружающая среда не страдает от мусора. В-третьих, граждане имеют возможность приобрести товар по выгодным ценам. Наиболее популярными представителями таких приложений в Санкт-Петербурге являются EatMe, DoggyBag и LastBox.
Региональные сообщества в социальных сетях
Группы, в которых собираются люди из разных регионов и делятся едой друг с другом, играют не менее важную роль в устранении проблемы перепотребления. Наиболее часто они встречаются «ВКонтакте», а ярким представителем стало сообщество «Фудшеринг: отдам еду даром». На данный момент в ее состав входит 74 696 человек. Подобные объединения имеются в Петрозаводске и Архангельске.
Типы фудшеринга в мире
В отличие от России, страны Европы уделяют больше внимания фудшерингу, потому и способы его реализации у них более продуманные и разнообразные.
Совершенствование коммерческих сервисов
Известным примером здесь является японский фудшеринг-сервис Tabete от компании CoCooking. Доступен он как через браузеры, так и через разработанные приложения, что весьма удобно. Кроме того, сервис сотрудничает с более 620 заведениями, а значит – перечень предлагаемых блюд очень велик. С наступлением пандемии такая разработка не только помогала держаться «на плаву» многим ресторанам, но и увеличила число их продаж в несколько раз.
Взаимодействие с супермаркетами
С тех пор, как сервис lebensmittelretten.de присоединился к платформе foodsharing.ru, возможность делиться пищей друг с другом, а также взаимодействовать с супермаркетами стала доступной. К слову, такое объединение пользователям пришлось по вкусу, что привело к увеличению их численности более, чем в 4 раза.
Разработка приложений с широким перечнем функций
К примеру, платформа Olio, созданная в Великобритании, предполагает не только поиск и подачу объявлений об остатках еды, но и других товарах, выполненных ручным трудом. Однако это не единственная причина, по которой сервис стал наиболее популярным на территории США и Великобритании. Дело в том, что он весьма продуман и подходит людям, умеющим пользоваться гаджетами на любительском уровне.
Какое влияние на фудшеринг оказывает правительство стран
Поскольку проблема выброса остатков еды интересует не всех, власти некоторых стран ввели законы, которые позволяют регулировать ситуацию. Так, во Франции появился запрет на выброс пригодных к употреблению продуктов питания, а в США – запрет на ликвидацию остатков пищи. Конечно, контролировать их соблюдение в полной мере невозможно, поэтому логично, что ввод новшеств имеет мотивирующую цель.
В Канаде поддержка фудшеринга реализуется через ассоциацию, которая соединяет в себе продовольственные банки и НКО, ведущие соответствующую деятельность. За текущий год общая сумма пожертвований составила свыше 74 млн. долларов, при этом третья часть средств была выделена государством.
Испанская НКО Prosalus, создавшая фудшеринг-платформу Yonodesperdicio, ведет активную информационную деятельность, которая помогает обучать граждан разных возрастных категорий перерабатывать отходы. Государственные власти такого рода инициативы одобряют, а также всячески поддерживают.
Что препятствует развитию фудшеринга в России
Главной проблемой, которая сейчас препятствует совершенствованию фудшерингу в России, является низкий уровень заинтересованности в уменьшении числа пищевых отходов владельцев ресторанов, кафе и других заведений подобного типа.
Конечно, существуют компании (Nestle, Магнит, Mars, Pepsi и т.д.), которые передают ненужные продукты на благотворительность, несмотря на уровень налогообложения, однако их вклад не решает проблему даже наполовину. Стимулом к изменениям в данной сфере могло бы стать совершенствование практики социальной отчетности, поэтому пока законопроект находится на стадии разработки.
Решение проблемы перепотребления напрямую связано с ликвидацией голода, взращиванием ответственного подхода при производстве и потреблении пищи, а также климатическими изменениями в России и на планете, в целом. Именно поэтому с понятием «фудшеринг» должен быть ознакомлен каждый ответственный гражданин.