Почему у детей бывает задержка развития
Задержка психического развития (далее по тексту – ЗПР) – это заболевание, при котором у ребенка наблюдается нарушение нормального темпа психического развития. В этом случае страдают память, внимание, мышление, эмоциональная и волевая сферы жизни.
При своевременном обнаружении, оказании медицинской и психологической помощи состояние пациента может стабилизироваться. Как правило, патология выявляется районным неврологом в ходе профилактического осмотра. Лечение может осуществляться специалистом совместно с эндокринологом, нейрохирургом или психиатром.
Факторы, которые провоцируют задержку в развитии
Развитие ЗПР обусловлено наличием одного или нескольких факторов:
- Биологические факторы:
- патологии у женщины во время беременности (сильная интоксикация, травматические и другие типы повреждений, гипоксия плода);
- недоношенность плода (менее 30 недель);
- заболевания, которые проявляются в грудном возрасте;
- сенсорная депривация на фоне нарушения зрительных и слуховых функций;
- генетика, включая наследственные патологии и генные мутации.
- Социальные факторы:
- длительное ограничение повседневной деятельности ребенка;
- неблагоприятные условия существования, психотравмирующие ситуации;
- педагогическая запущенность.
Ключевая причина ЗПР определяется в ходе комплексного обследования с анализом возможных провоцирующих факторов. Быстрая диагностика невозможна из-за уникальности каждого случая, поэтому здесь важен индивидуальный подход.
Клинические проявления ЗПР
ЗПР может иметь минимальные или быстро компенсированные клинические симптомы, что приводит к значимым нарушением в здоровье ребенка, включая психологическую инвалидность. Отставание может затрагивать несколько функций.
Моторное развитие
Ребенок не способен к освоению двигательных навыков или их приобретение отстает от нормальных показателей. Серьезный подход и контроль требуются при таких признаках:
- сильное отставание (к году малыш не способен самостоятельно сесть и т.д.);
- неравномерное развитие, наличие «откатов» (ребенок самостоятельно ходит или сидит, но без причины постепенно начинает терять ранее наработанные навыки).
При таких отклонениях врачи-неврологи говорят о диагнозе:
- Выраженная задержка. Не во всех случаях это детский церебральный паралич. Существуют другие болезни со схожей картиной: например, хромосомные нарушения.
- Избирательное нарушение двигательных функций. Характеризуется ассиметричной мышечной слабостью, которая поражает одну сторону тела: малыш начинает хромать, протягивает к игрушке преимущественно одну ручку. Патология сопровождается гиперкинезами – непроизвольными движениями в мышцах по ошибке головного мозга.
- Нарушение осанки, пониженный мышечный тонус. Недостаточная поддержка осевой мускулатуры приводит к нарушениям осанки, а в дальнейшем – и походки. Врачи также относят это к неврологическим проблемам.
- Детский церебральный паралич (ДЦП). Сюда относят группу не прогрессирующих патологий головного мозга, вызванных его недоразвитием или повреждением в период внутриутробного развития, а также во время родов. Приводит к двигательным расстройствами, речевым и психическим нарушениям. Полноценная жизнь пациентов возможна исключительно при правильном лечении.
Незначительные отклонения успешно корректируются лечением.
Речевое развитие
У ребенка отстает психическое развитие. Преимущественно наблюдается у пациентов, достигших 3 лет, при этом некоторые отклонения становятся заметными раньше:
- отсутствуют улыбка, эмоции; малыш безучастен к окружающей среде;
- отсутствует страх перед незнакомыми людьми или, напротив, он в каждом взрослом видит чужого;
- нарушается пищевое поведение (дети избирательны к пище, плохо жуют);
- медленно формируется собственная (экспрессивная) речь, а также понимание обращенных к нему слов; возможно проявление патологической речевой активности – к примеру, все сказанные фразы не несут смысловой нагрузки.
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется отсутствием со стороны малыша усилий сделать что-либо правильно, а только, как хочется. Такие дети часто проявляют немотивированную агрессию. Малыши играют в примитивные игры, в которых отсутствует сюжетно-ролевой компонент. Например, 5-летний ребенок занимается механическим катанием игрушечной машинки в то время, как его сверстников интересуют супергерои, постройка домов из кубиков и т.д. Страдает и способность к учебным навыкам – такие дети отличаются неусидчивостью, невнимательностью, нежеланием получать новые знания. Им достаточно тяжело находиться на уроках.
Задержка в речевом развитии может выступать в качестве индивидуальной особенности личности. При этом не исключено, что это первые симптомы аутизма, при котором в дальнейшем нарушается социальное взаимодействие, навыки общения, наблюдаются повторяющиеся и стереотипные модели поведения, неравномерное интеллектуальное развитие, а в некоторых случаях – умственная отсталость.
Диагностические меры и методы терапии
С целью проведения диагностики необходимо провести комплексное обследование с участием нескольких профильных специалистов. В ходе диагностических мероприятий собирается и изучается анамнез. Обязательно проведение нейропсихологического тестирования, исследование интеллектуального развития, эмоциональных и волевых качеств.
Внимание! Для детей с задержкой развития существуют специализированные дошкольные, школьные учреждения или специальные группы, коррекционные классы. Работа врачей наряду с педагогами позволит в краткие сроки справиться с отклонениями. Именно от учителей зависит благополучная социализация ребенка в классе.
Взрослым людям необходимо с пониманием относиться к состоянию ребенка, окружить его заботой и обеспечить комфортное нахождение в семье. Он требует к себе повышенного внимания и любви. Для родителей важно наблюдать за развитием своего ребенка и при любых отклонениях безотлагательно обращаться к неврологу. Раннее выявление патологии значительно повышает шансы на успешную корректировку состояния.