телефон для связи: +7(800)707-63-96
Помочь детям
Задержка развития у детей: причины и лечение

Задержка развития у детей: причины и лечение

16.12.2021, 09:58

 Задержка развития (далее по тексту – ЗПР) – это патологические состояние, при котором интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка не соответствует его биологическому возрасту. В этом случае страдают почти все функции головного мозга (память, внимание, концентрация, мыслительная деятельность).

 Дети с ЗПР предпочитают игровую деятельность, не стремятся к обучению, не проявляют интереса к новым знаниям, навыкам, получению опыта. Уровень интеллекта у них ниже, по сравнению со сверстниками. Как правило, такие отклонения становятся заметны, когда ребенок идет в школу. Важно, чтобы родители следили за своими детьми и при первых симптомах на ЗПР обращались к невропатологу – правильное лечение может помочь развитию и остановить необратимый процесс.

 Почему возникает ЗПР?

 Задержка в развитии может быть следствием биологических причин:

  • наследственная предрасположенность, мутации на генном уровне;
  • родовые травмы, недоношенность плода, асфиксия;
  • следствие тяжелого токсикоза, внутриутробные инфекции, интоксикация, другие патологии во время беременности;
  • наличие вредных привычек у будущей матери;
  • соматические болезни, травмы в раннем возрасте у ребенка и прочее.

 Также болезнь может быть вызвана социальными факторами:

  • длительное ограничение нормальной жизни ребенка;
  • недостаточное воспитание, жестокость людей или, наоборот, гиперопека;
  • постоянные стрессовые ситуации, хроническая усталость.

 Для детей важно обычное общение со сверстниками, взрослыми, родственниками. Следует понимать, что дети в любом возрасте – это самостоятельные личности, которые нуждаются в любви, тепле, поддержке, а не критике.

 Как понять, что у ребенка признаки ЗПР?

 Клиническая картина ЗПР разнообразна. У детей, подверженных данному нарушению, наблюдается один из трех признаков.

Признак первый. Чрезмерная подвижность, не способность к тихому времяпровождению, отсутствие  возможности сосредоточиться на одном занятии.

 Признак второй. Пассивность. Дети не наделены здоровым любопытством, они не интересуются играми, общением с друзьями и прочее.

Признак третий. Некоторым малышам присуща излишняя разговорчивость. В их беседе отсутствует смысловая нагрузка и длинные предложения, а звуки искажены. Как правило, к возрасту 3 лет речь ребенка уже связная и сформированная.

 Обычно дети с ЗПР проявляют чрезмерную эмоциональность. Они подвержены частой смене настояния, тревожности, приступам агрессии или гнева. Также они склонны к совершению необдуманных поступков, без оценки их последствий.

 У детей с ЗПР практически нет друзей среди сверстников из-за отсутствия общих интересов. Мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез) для них затруднительны, восприятие информации замедленное. Дети отстают в обучении среди одноклассников.

 Методы лечения ЗПР

 Задержка развития требует диагностики, точного определения причин такого состояния, назначения правильного лечения. Может возникнуть необходимость в генетической экспертизе, нейропсихологическом обследовании. Важна дифференциальная диагностика с олигофренией, аутизмом, а также беседа с психологом.

 Для постановки диагноза требуется анализ решения психолого-медико-педагогической комиссии. Лечебные мероприятия назначаются в индивидуальном порядке. Необходимость в лекарственных средствах возникает при выявлении психических заболеваний (например, шизофрения). В остальных случаях требуется помощь логопеда, дефектолога и других специалистов. Родственники должны с большим вниманием относиться к таким детям, несмотря на их неадекватное поведение, плохие отметки, отсутствие друзей. Любовь, благоприятная атмосфера, а также систематические занятия – основные факторы для успешной коррекции состояния ЗПР.

Сертификаты благотворительности